Учительський Журнал он-лайн

 

Отзыв о произведении искусства (Айвазовский)

Друк

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

 

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 КЛАСС

 

Тема: «ОТЗЫВ О ПРОИЗВЕДЕНИИ ИСКУССТВА

И.К.АЙВАЗОВСКИЙ – РУССКИЙ ХУДОЖНИК-МАРИНИСТ

1817 – 1900

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Познакомить учащихся с личностью     И.К.Айвазовского, поэта морской стихии.

Проследить как в своем творчестве Айвазовский переходит от романтической живописи к более реалистическим и значимым образам моря.

2.Создать на уроке эмоциональный настрой при           помощи привлечения програмных музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова и поэтических образов морской стихии Е.Баратынского и В.Жуковского.

3. Развивать умение вести диалог на предложенную тему; учить строить и  высказывать свои впечатления об увиденном,  делиться настроением, мыслями.

4. Прививать любовь к прекрасному: живописи, музыке, поэзии.

ТИП  УРОКА:  урок-аукцион с элементами

ролевой  игры

Учащиеся деляться на группы: биографов, искусствоведов, экскурсоводов, современников И.Айвазовского и посетителей выставки (последняя           группа – это наиболее слабые учащиеся)             Присутствует и «сам» И.К.Айвазовский.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

ПОРТРЕТ  Айвазовского работы художника Тыранова

 

РЕПРОДУКЦИИ картин И.К.Айвазовского:

«Георгиевский монастырь»

«Буря на Северном море»

«Буря на море»

«Девятый вал»

«Радуга»

«Черное море»

«Среди волн»

и другие.

 

ОТРЫВКИ ИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

Н.Римский-Корсаков «Садко» Вступление «Океан – море синее»

«Шехерезада» 1 часть «Синдбадов корабль»

Ф.Шопен. Вальс № 10

 

СТИХОТВОРЕНИЯ

Е.Баратынский «Завыла буря…»

В.Жуковский «Безмолвное море, лазурное море…»

М.Лермонтов «Белеет парус одинокий…»

 

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Сегодня мы на экскурсии в Национальной картинной галерее им. И.К.Айвазовского. В этом году галерея отмечает 125-летия со дня своего основания.(1880 – 2005 ) Мы намерены познакомить вас с личностью художника, а также с некоторыми его картинами. Приглашаем вас принять участие в аукционе, где  вы сможете приобрести картину великого мастера. Цена, которую вам придется заплатить, - это умение высказать свое  мнение, свое отношение к той картине, которую вы выберете, поделиться своими впечатлениями.

 

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Запись темы урока и эпиграфа.

По ходу экскурсии будем конспектировать, что поможет вам в  написании отзыва  о картинах Айвазовского в  домашней работе. Конспект:

Айвазовский прожил долгую жизнь на берегу любимого им моря, питавшего его искусство яркими образами .(назови вид обособления)

Море всегда имело большую притягательную силу для художников. Но среди мастеров  русской школы только Айвазовский отдал свой талант маринистической живописи.

Для знакомства с творчеством Айвазовского мы пригласили его биографов, искусствоведов, а также экскурсоводов по картинной галерее. Я, как МЕЦЕНАТ, буду вкладывать деньги в тех, кто поможет вам приблизиться к пониманию творчества Айвазовского. Просьба к посетителям выставки: задавать вопросы специалистам.

РОЛЕВАЯ ИГРА

ПОСЕТИТЕЛЬ: Хотелось бы узнать биографические сведения об Айвазовском:

из какой он семьи, каковы впечатления его детства, определившие его судьбу художника.

БИОГРАФЫ:

Иван Константинович Айвазовский – один из крупнейших русских живописцев Х1Х века. Родился Айвазовский в 1817 г. в городе Феодосии в семье разорившегося армянского торговца, Константина Гайвазяна. До сих пор в городе живут легенды о мальчике, рисовавшем углем на беленых стенах домов армянской слободки. Он рос в Феодосии, и самые яркие впечатления были связаны с морем, наверное, потому и посвятил он изображению моря все свое творчество.

Домик Айвазовских стоял на окраине города, на возвышенном месте. С террасы, увитой виноградной лозой, открывалась широкая панорама Феодосийского залива с видом на крымские степи с древними курганами. У берега лежало кольцо хорошо сохранившихся старинных крепостей с грозными бойницами.

Детство художника проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю из Греции и Турции приходили рыбацкие фелюги, иногда стояли на рейде огромные военные корабли Черноморского флота. Они доносили сюда молву об освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ. Здесь будущий художник

научился распознавать черты давно отшумевшей жизни, полной грозными событиями.

Даль моря да еще небо над ним и стали теми главными впечатлениями, что определили жизненную судьбу будущего художника. Море, то ласковое, то грозное, с бесконечно набегающими на берег волнами, меняющее цвет от прозрачного бирюзового во время штиля до густой черноты в штормовые дни, - притягивало, манило к себе. Оно было всегда рядом, и мальчику не надоедало следить за его движением и жизнью.

 

При содействии губернатора талантливый подросток в 14 лет был принят в Таврическую гимназию, а в 16 лет зачислен в Академию художеств в Санкт-Петербурге, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем  в Европу.

Положение ведущего мастера далось ему сразу. Широкое общественное признание сопутствовало Айвазовскому с первых шагов. 23-летним юношей он был уже знаменит. Не только соотечественники, но и иностранцы единодушно и восторженно признали его превосходство в живописи марин.

За границу Айвазовский поехал уже сложившимся мастером. Там  его ждал успех и Европейская слава. Его  выставки проходили в крупнейших городах Европы. В Петербурге он признан Академиком по части морских видов Однако, несмотря на признание  за рубежом и на родине, несмотря на стремление императорской фамилии сделать его придворным живописцем, Айвазовский решает оставить Петербург.

Став знаменитым художником, академиком пяти европейских академий, Айвазовский мог бы поселиться в любом уголке мира, однако он возвращался в милую его сердцу Феодосию, красоту которой он никогда не уставал писать.

В течение своей долгой жизни Айвазовский совершил ряд путешествий: несколько раз побывал в Италии, был в Париже, работал на Кавказе, плавал к берегам Малой Азии, был в Египте и даже в Америке. Во время морских плаваний он обогащал свои наблюдения, а в его папках накапливались рисунки. Но где бы ни был Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Черного моря.

В Феодосии на берегу моря он строит дом и  мастерскую в стиле итальянского Ренессанса, а позже пристраивает выставочный зал – картинную галерею. Именно здесь художник создает большую часть из 6000 написанных им картин.

 

ИТАК: Удалось ли биографам удовлетворить ваш интерес  к  биографии художника?

Я, как  МЕЦЕНАТ, плачу им «большие деньги» за УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

ПОСЕТИТЕЛЬ: Расскажите, пожалуйста, о картинной галерее Айвазовского.

Каково ее значение наряду с такими художественными выставками как Эрмитаж и Третьяковская галерея?

 

ИСКУССТВОВЕД:

НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕИЯ им.И.АЙВАЗОВСКОГО

(1880 – 2005)

 

Национальная картинная галерея им.И.К.Айвазовского – один из старейших музеев Украины и первая на ее территории публичная галерея. Ее открытие было приурочено ко дню рождения Айвазовского в 1880г. Галерея располагалась в зале, специально построенном по проекту самого художника.

В Феодосии 80-х годов Х1Х века, маленьком пыльном городке на южной окраине России, не было ни театра, ни библиотеки. Не слышала Феодосия паровозного гудка, не знала водопровода. И все же именно здесь распахнул двери огромный выставочный зал, и на посетителей глянули со стен картины И.К.Айвазовского.

Для того, чтобы в полной мере оценить значимость этого события, достаточно вспомнить, что на территории Российского государства того времени были доступны для посещения только два художественных музея: Эрмитаж в  Санкт- Петербурге с 1825 г. и Румянцевский музей в Москве с 1862 г. Даже знаменитая Третьяковская галерея и Русский музей были открыты позже, лишь в 90-х годах Х1Х в.

В течение первых 20 лет существования коллекция галереи и ее экспозиция не были постоянными. Айвазовский часто устраивал выставки своих работ в городах России и за рубежом. Картины продавались и, как правило, не возвращались в Феодосию.

Художник работал довольно быстро, и в течение нескольких месяцев зал заполнялся новыми произведениями. Таким образом, одна экспозиция сменяла другую, и зрителей всегда ожидали новые впечатления.

После смерти художника в 1900 г. картинная галерея, согласно его завещанию, перешла во владение города.

Стоит в Феодосии бронзовый памятник, на постаменте которого написано: «Феодосия – Айвазовскому». В эту короткую фразу благодарные потомки вместили чувство восхищения, гордости и глубокого уважения к своему знаменитому земляку, так много сделавшему для развития города.

 

МЕЦЕНАТ  хочет знать: внимательны ли были посетители галереи.

 

АУДИРОВАНИЕ  «ЛОВИ ОШИБКУ»

Действительно ли

- в роду Айвазовских была династия художников? ( Нет)

- Ованес Гайвазян – это дядя художника? (Нет)

- Айвазовский закончил Парижскую Академию художеств? (Нет)

- никогда не выезжал за границу?  (Нет)

- европейская слава пришла к нему  лишь на склоне лет? (Нет)

- царская семья хотела сделать его придворным художником? (Да)

- написал около двух сотен картин? (Нет)

- содействовал проведению железной дороги через Феодосию? (Да)

- решил проблему пресной воды для города? (Да)

- картинная  галерея им.Айвазовского была открыта одновременно с Эрмитажем и Третьяковской галереей. (Нет)

МЕЦЕНАТ – САМОМУ ВНИМАТЕЛЬНОМУ (группа зарабатывает очки)

ПОСЕТИТЕЛЬ: Поясните, пожалуйста, значение понятия «художник-маринист».

 

ИСКУССТВОВЕД:

МАРИНЫ – это пейзажи водных пространств. Художников, которые пишут марины, так и называют – маринистами.

Наша земля прекрасна бесконечным разнообразием своих пространств. И совершенно неповторимы ее морские просторы. Верно сказано, что в капле воды отражается целый мир. Тихие пруды и озера, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звезд и сияние луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами -  в шуме дождя, журчании ручья, в мирном всплеске моря и штормовом гуле океана слышится музыка планеты.

МУЗЫКА   Н.РИМСКОГО – КОРСАКОВА «САДКО» Вступление «Океан – море синее»

 

Среди всех живописцев мира одним из лучших поэтов моря стал по праву И.К.Айвазовский. В своих картинах он полнее всего воссоздал основные состояния и превращения моря, его очаровывающую гладь и волнующую пучину. Человечество испокон веков любовалось великолепием водной стихии. Айвазовский научил и нас наслаждаться его изумляющей красотой

Конспект: Ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, только Айвазовский наделил его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление о море как о грозной  силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе.

ПОСЕТИТЕЛЬ: У меня вопрос к искусствоведам: каков художественный метод Айвазовского?

ИСКУССТВОВЕД:

Айвазовский начал  свой путь как художник в пушкинскую эпоху. Его произведения

потрясают воображение своей необычностью. Бушующая стихия, озаренная вспышками молний среди ночной мглы, яростный вой ветра, удары волн и наряду с этим пламенеющие восходы и закаты, поэтические лунные ночи на море – такие явления редко встречались в живописи.

Он писал импровизируя. Работая без натуры, без предварительных этюдов, художник должен был обладать великолепной зрительной памятью. Импровизационный метод работы отвечал романтической направленности искусства Айвазовского ранней поры его творчества. Этот метод был рожден эпохой, его часто использовали в поэзии и в музыке, сложилась целая традиция публичной импровизации. Ею увлекался  Адам Мицкевич, непревзойденным мастером ее был композитор Фредерик  Шопен. В художественных салонах европейских столиц звучали импровизации. Они привлекали видимой легкостью, таинственностью рождения образа в присутствии зрителей. Но за этим стоял высокий профессионализм.

 

Ф.ШОПЕН    ВАЛЬС № 10

ПОСЕТИТЕЛЬ: Каким человеком по характеру был Айвазовский, и как это отразилось на его манере письма?

 

Айвазовский был человеком непосредственным, живым, легко загорающимся от мелькнувшей мысли.Он не мог сидеть с мольбертом и кистями у берега моря и, часами наблюдая изменчивость освещения, движения волн, кропотливо переносить это на холст. Его феноменальная память удерживала множественные состояния атмосферы, единственные в своем роде мгновения в жизни природы, а выработанная годами техника и профессиональное мастерство позволяли безошибочно и убедительно воспроизводить созданную воображением картину природы.

Айвазовский выработал свою теорию. Он был убежден, что «движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волн – немыслимо с натуры. Для этого художник должен запомнить их, и этими случайностями составлять свою картину.»

Способ его работы был очень индивидуален. Он начинал писать картину с изображения неба. И как бы ни был велик холст, он заканчивал эту часть картины в один сеанс, не отходя от холста иногда по двенадцать часов кряду. Этим достигалось ощущение особого единства цвета, воздушности атмосферы, убедительности и правдивости в ее передаче.

МЕЦЕНАТ  -  ИСКУССТВОВЕДАМ   ЗА УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Обратимся к картинам художника, которые выставляются на аукцион.

ОТКРЫВАЕМ   АУКЦИОН

лунными маринами Айвазовского. Перед вами две совершенно разные по настроению картины

 

«ГЕОРГИЕВСКИЙ    МОНАСТЫРЬ» 1846

Легкий бриз развеял влажную пелену, плывут облака. Полная луна поднялась над мысом Фиолент и отразилась золотой россыпью на легкой морской зыби. Лунный блеск искрится и дрожит, он сверкает золотыми вспышками на легких волнах, придавая живость всей картине.

 

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое

Ходит, и дышит, и блещет оно

Ф.Тютчев

 

«БУРЯ НА СЕВЕРНОМ МОРЕ» 1865

Картина создана за  5 дней. Художник стремился передать ощущение страшной бури на море с порывами штормового ветра, ударами огромных волн. И добился этого самыми ограниченными, скупыми средствами. Он писал бурю, не задерживаясь на изображении деталей. В картине есть люди, борющиеся со стихией и оборванные ветром снасти, но все это изображено с целью усилить впечатление натиска бури, рева ветра. И  лунный свет сквозь разорванные ураганом тучи освещает разъяренную морскую стихию.

УЧИТЕЛЬ:  Рассмотрите картины  и скажите, не кажется ли вам  одна картина  давно и хорошо знакомой со слов классика? Кто он?

Белеет парус одинокий

в тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой,

что кинул он в краю родном

Играют волны, ветер свищет

и мачта гнется и скрипит…

Увы, он счастия не ищет

и не от счастия бежит.

Под ним струя светлей лазури,

над ним луч солнца золотой,

А он, мятежный, просит бури,

как будто в бурях есть покой.

- Можно ли принять стихотворение М.Ю.Лермонтова за отзыв о картине И.К.Айвазовского «БУРЯ НА МОРЕ»?

 

- Вспомните годы жизни М.Лермонтова и скажите,  могли ли они встречаться в жизни? 1841 г. М.Лермонтов убит на дуэли. Нет, это не отзыв о картине, это его непосредственные впечатления о море. Но какая общая интонация, общее настроение…

Действительно: то, что художник пишет красками, поэт пишет словами.Желаю и вам сегодня подобного поэтического успеха. Любой мастер, будь то поэт или писатель, был когда-то учеником, учился у мастеров, а значит, и подражал им. Попробуйте  и вы.

 

Давайте вспомним, на каком историческом фоне развивалось творчество  художника. О чем говорят даты его жизни? Если в 23 года его уже знала Европа, какой это был год? (1840) Что это за времена?

-         Какие события происходят в странах Европы?

-         Что происходит в России?

Французская революция распространила в Европе идеи свободы и демократии. Огромное влияние на русское общество 40-50 г.г. имели А.Герцен и В.Белинский.Они выступали с идеей необходимости революции для ликвидации самодержавия. Мечтали об обществе свободном от всех форм угнетения человека человеком.

Айвазовский, так часто посещавший Европу, конечно, не мог не разделять взглядов

передовых людей своего времени. А знаменем эпохи были СВОБОДА, БОРЬБА, РЕВОЛЮЦИЯ. Айвазовский сумел воплотить в маринистической живописи чувства и мысли, волновавшие  его современников. И это придало глубокий смысл и социальную значимость его искусству.

 

ПОСЕТИТЕЛЬ: Я слышал, что самая известная картина Айвазовского «Девятый вал» написана в память о Белинском. Так ли это?

БИОГРАФ:

- В Петербурге 1848 г. умирает Белинский, не прожив и сорока лет. Эта смерть особенно поразила Айвазовского. Как много благородных, прекрасных мыслей внушил ему Белинский во время горячих споров!

Среди своих прежних картин Айвазовский разыскал «Спасающихся после кораблекрушения». Эту картину некогда хвалил Белинский. Она говорила о мужестве. А сейчас настало время, когда мужественные люди поднялись на борьбу за свободу. Мир уже не был так безмятежен, как это совсем недавно казалось. Теперь не время писать морские виды, дышащие покоем. В Европе – баррикады.Он напишет такую картину, которая будет волновать и потрясать людей. О таком искусстве говорил Белинский…Но свобода недолго праздновала победу. Революцию подавили. Потух и горячий замысел Айвазовского. Он так и не приступил к картине. Шли дни, недели, месяцы. Прошел год...

Однажды в Феодосию пришло торговое итальянское судно. Капитан явился с визитом к Айвазовскому. Он доверительным шепотом поведал, что итальянцы ждут возвращения Гарибальди с чужбины, верят в грядущую победу…

С новой силой пробудились думы о ненаписанной картине. Айвазовский закрылся от всех в мастерской. Шли дни, но он не прикасался к палитре и кистям. Вставало в памяти детство, как во время отдыха рыбаки рассказывали о страшных бурях, о кораблекрушениях.

Вставала юность: странствия в чужих краях по морям и океанам.

 

Однажды по пути из Англии в Испанию в Бискайском заливе корабль попал в жестокую бурю. Все пассажиры обезумели от страха. Он тоже испытывал страх, но даже в эти часы его не покидала способность любоваться прекрасной грозной картиной бури. Чудом они добрались тогда до Лиссабонской гавани.

Вставали в памяти и другие бури: в Финском заливе, на Черном море. Люди гибли, но люди и побеждали. Побеждали те, кто был смелее и не сдавался смерти, кто страстно хотел жить. Шторм отступал перед мужеством человека. Людская воля! Он знал о ней не по наслышке, он видел ее воочию: на море и на суше.

Когда Айвазовский все это передумал и перечувствовал, тогда сами руки потянулись к палитре и кистям. Свою картину он так и назвал: «Девятый вал»

 

УЧИТЕЛЬ:  Перед вами та самая картина - «ДЕВЯТЫЙ ВАЛ»

Прошу экскурсоводов представить картину. ДИАЛОГ

На картине изображено раннее утро после штормовой ночи. Над бушующим океаном встает солнце. Его лучи открыли настежь ворота в грядущий день. И теперь только стало возможно разглядеть все, что недавно скрывал ночной мрак. Пенятся огромные волны, вздымаются их яростные гребни. На первом плане картины, на обломке мачты разбитого бурей корабля, спасается несколько человек.

 

Еще вчера утром корабль вышел из гавани в открытый океан. Был ясный солнечный день. Безмятежно сияла высокая  чистая лазурь. Спокойная ширь океана манила к дальним неведомым берегам…Но к вечеру поднялся ветер, грозовые тучи быстро заволокли небо. Громовые раскаты сотрясали воздух. Кругом поднялись валы. Они все ближе и ближе обступали корабль и, наконец, ринулись в атаку. Только вспышки молний освещали эту смертельную схватку с грозной стихией. Гул громовых ударов и ревущих валов заглушал треск  ломающихся мачт и крики людей.  Корабль  опускался в морскую пучину.

 

Несколько человек вцепились в обломки корабельной мачты. Их сердца преисполнены мужества. В грохочущем хаосе они поддерживают друг друга и молятся о спасительном восходе солнца…

Люди выдержали ужас ночного мрака. Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи расцветили тяжелые волны. Даже солнце вступило в союз с волей людской. Оно победило хаос ночного мрака. Буря напрягает свои уставшие за ночь мышцы. Но они уже ослабли. Есть надежда на спасение.

На картине противопоставлены  слепая разгневанная стихия и  мужество людей, спасающихся на обломке мачты после кораблекрушения.

Картина написана светлыми яркими красками. Она полна воздуха, вся пронизана лучами солнца – все это  придает ей оптимистический характер. Яркая мажорная красочная гамма картины звучит ликующим гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.

ВОПРОСЫ К КАРТИНЕ  И.К.АЙВАЗОВСКОГО

«ДЕВЯТЫЙ  ВАЛ»

1. Что изображено на картине?  Представь себя участником      происходящего.

2        Предположи, каким был предыдущий день. Что происходило ночь..

3        О чем думают те, кто находится в грохочущем водовороте?

4        Погибнут они или спасутся?

5        Что означает название картины?

6        Какие две силы противопоставлены на картине?

.7. На ваш взгляд картина - трагична или оптимистична? Что вызывает такое ощущение?

 

РАБОТА С ТЕКСТОМ   -  ЧТЕНИЕ МОЛЧА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАРТИНЫ                  « ДЕВЯТЫЙ ВАЛ»

Тематическое содержание картины построено на сложном противопоставлении драматического сюжета и яркого, мажорного воплощения образа. Тема борьбы человека со слепым могуществом стихии характерна для живописи романтизма. У Айвазовского трагический конфликт между людьми и природой играет сравнительно незначительную роль. Внимание художника сосредоточено на жизни самой стихии. Айвазовский так построил свою картину, что несмотря на драматизм происходящего, мы любуемся красотой бушующего моря, В картине нет чувства обреченности или трагизма. Усилием воображения и творческой памяти Айвазовский создал впечатляющий образ разгневанной природы…

 

«Огромные волны, подобные горам, поднимаются и бушуют на безграничном просторе, сливающемся с небом. По небу мчатся гонимые бешеным ветром облака. Солнце, едва

поднявшись над горизонтом, разрывает густую завесу туч и пронизывает золотым сиянием волны и повисшую в воздухе водяную пыль…»

СОСТАВЬ ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ, ВЫДЕЛЕННОМУ КУРСИВОМ. (работа в парах)

 

УЧИТЕЛЬ:   Тема борьбы – вечная тема и в жизни, и в искусстве.

Образ бушующей морской стихии волновал воображение и многих русских поэтов.

Эпиграф к уроку мы взяли из стихотворения Е.БАРАТЫНСКОГО. Послушайте.

 

Завыла буря; хлябь морская клокочет и ревет,

И черные валы идут, до неба восставая,

Бьют, гневно пеняся, в прибрежные скалы

Чья неприязненная сила, чья своевольная рука

Сгустила в тучи облака

И на краю небес ненастье зародила

Кто, возмутив природы чин,

Горами влажными на землю гонит море?

Не тот ли злобный дух, геены властелин,

Что по вселенной розлил горе,

Кто человека подчинил желаниям, немощи, страстям и разрушению

И на творенье ополчил все силы, данные творенью?

Земля трепещет перед ним:

Он небо заслонил огромными крылами

И двигает ревущими водами,

Бунтующим могуществом своим.

Как жаждал радостей младых

Я на заре младого века,

Так ныне, океан, я жажду бурь твоих!

Волнуйся, восставай на каменные грани;

Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,

Как зов к давно желанной брани,

Как мощного врага мне чем-то лестный гнев.

 

- Можно ли считать Баратынского и Айвазовского

 

Для Баратынского, как и для Айвазовского, море было символом свободы, оно олицетворяло силу и мужество, звало к противоборству, призывало верить в высокое предназначение человека – идти к цели сквозь испытания и беды.

 

Мы продолжаем экскурсию.

ПОСЕТИТЕЛЬ: Хотелось бы услышать о картинах зрелого Айвазовского.

 

ИСКУССТВОВЕД:

В 60-е годы наступил расцвет дарования Айвазовского. К этому времени он овладел вершинами живописного мастерства. Остались позади романтическая патетика живописных образов, чрезмерная насыщенность колорита. Художник обрел чувство меры.

 

«РАДУГА» 1873

Страшный шторм. Волны выбросили корабль на скалы. Команда покидает корабль, переходя на шлюпки. Один держит багор, готовясь к удару о скалы, другой пытается грести, кто-то приготовился к пыжку. В содержании картины нет ничего нового.

Но цветовая гамма совершенно иная. Картина выглядит необычно светлой, красочность тона ослаблена. Айвазовский ставит нас в центре бушующей стихии. Водяная пыль слепит глаза. Сквозь ее пелену мы видим яростные валы, смутный силуэт корабля, очертания скалистого берега. Тучи растворились во влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света и радугой лег на воду. Цветовой строй картины приобрел радужный колорит. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражом, прозрачным и чистым.

 

Любопытно, что Айвазовский заказал для этой картины массивную черную раму, а не золотую, как обычно. И этим он стремился подчеркнуть радужную ясность колорита.(Продано)

 

На торги выставляется  следующая картина:

 

«ЧЕРНОЕ  МОРЕ» 1881

Одно из наиболее выразительных произведений художника.

Море изображено в серый день. Небо покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен идущими от горизонта волнами. Своим чередованием они создают величавый строй всей картины. Суровой простоте содержания отвечает сдержанная красочная гамма, построенная на  сочетании теплых серых тонов неба и глубокого зелено-синего цвета воды. Художнику удалось создать образ грозной морской стихии, не прибегая ни к патетической драматизации сюжета, ни к световым красочным эффектам. Зрительный образ картины ассоциируется с музыкальным ритмом композитора-мариниста  Н.Римского-Корсакова.(«ШЕХЕРЕЗАДА»Синдбадов корабль)

 

УЧИТЕЛЬ:  Есть перед нами картина, которую художник написал не  за долго до смерти, когда ему шел 81 год. Ее представит на сам И.К.АЙВАЗОВСКИЙ

 

«СРЕДИ ВОЛН» 1898

Картина изображает открытое море во время бури. Айвазовский написал много бурь, показав их в различное время дня и ночи. Обычно на его полотнах волны бьются о скалы, что позволяет эффектнее показать удары волн. Выразительность подобных картин была во многом основана на драматизме ситуации, связанном с гибелью кораблей.

Но в картине «Среди волн» художник нашел совершенно новое воплощение темы. Композиция очень проста. Огромный холст разделен на две неравные части. Вверху полоса темного грозового неба, по которому мчатся косматые черные тучи. Вся остальная часть картины занята волнами бушующего моря. Они наступают от горизонта и, приближаясь, разрастаются до огромных размеров.

В картине нет ярких цветовых эффектов. Вся она построена на тонко найденных нюансах. Цветовая гамма при всей ее сдержанности состоит из сочетания голубых, лиловых, зеленоватых оттенков. Они положены на холст без контраста.

 

ЭКСКУРСОВОД:

Знаменательно то, что изображая грозную бушующую стихию, Айвазовский не вызывает чувства бессилия  перед громадой волн. Всю картину пересекает едва уловимый луч солнца – это придает ей мажорный строй. А ощущение движения волн вызывает состояние приподнятости чувств, которые пробуждают в человеке только великие произведения искусства .  .Эта картина осталась в коллекции Феодосийской галереи, тогда как «Девятый вал» принадлежит Русскому музею в г.Санкт-Петербург, а «Черное море» - Третьяковской галерее г.Москва.

 

МЕЦЕНАТ – ЭКСКУРСОВОДАМ ЗА УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

 

Вашим ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ будет написание ОТЗЫВА О КАРТИНАХ И.К.АЙВАЗОВСКОГО.

 

Послушайте текст возможного отзыва. (Можно делать заметки) КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

 

ВОЗМОЖНЫЙ    ОТЗЫВ  О  КАРТИНАХ  И.          К. АЙВАЗОВСКОГО (в записи)

Море… Я испытываю перед этой стихией восторг и страх, радость и печаль

И поэтому люблю смотреть на картины И.К.Айвазовского. Это известный русский художник-маринист. Он не просто писал море, он жил морем

 

Море… Какое оно разное! Невинное, ласковое, умиротворяющее и чистое, полное глубокого божественного смысла, дарящее любовь и красоту, радость и надежду. Злой демон, безудержный и жестокий, не знающий сострадания и жалости, - демон, в чьей всепожирающей пасти исчезают люди, их души и судьбы. На картинах Айвазовского море именно такое: нашему взору открывается холодная обезумевшая стихия.  Мы видим, как небольшой кораблик, утлое суденышко – скорлупка в безбрежном просторе, тщетно пытается спорить с волнами в этом разбушевавшемся море. Уже сломана мачта, порваны паруса, и кажется, что не осталось никаких надежд. Обессиленное солнце, как раненный зверь, бросает на темные тучи и мокрые снасти кровавые блики. Смешиваясь с мутно-серым цветом волн, это создает удивительные контрасты. Возникает ощущение тревоги и страха. Но уже виден молодой месяц. Скоро настанет ночь, буря уляжется, а утром море снова станет бархатным и спокойным. Вокруг воцарится тишь.

 

Картины Айвазовского зачаровывают, притягивают к себе.

Я возвращаюсь к ним снова и снова. Я размышляю о том, что наша жизнь похожа на море, что человек – как море. И еще я думаю о том, что там, в пучине волн, остается тайна, не разгаданная человеком. Айвазовский приближает нас к этой тайне. (проверка)

*      *       *

И закончим нашу экскурсию стихами В.А.Жуковского

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо, ты дышишь; смятенной                                                                            любовью

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное                                                                           жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его;

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются  темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя,

Ты бьешься, ты воешь, ты волны                                                          подремлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную                                                                           мглу…

И мгла исчезает, и тучи уходят;

Но полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь                                                                            смятение,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

 

Вы побывали на экскурсии в разных картинных галереях, где хранятся картины Айвазовского.  Наша картинная галерея просит оставить в книге отзывов ваши впечатления о выставке. У вас есть 5 минут. Каждый стол выработает общее мнение и зачитает его.

Кто заработал «самые большие деньги» имеет право первым выбрать задание для своей группы.

 

ГРУППОВАЯ РАБОТА.

УСТНОЕ  СОЧИНЕНИЕ.

(возможно в форме  ДИАЛОГА)

- мнение о выставке в целом

- мнение о какой-то конкретной картине

- мнение о личности художника

- ответьте, повесили бы вы картины Айвазовского у себя дома?

- ответьте, какое состояние души заставило бы вас пойти в картинную галерею смотреть картины Айвазовского?

 

ЧТЕНИЕ ОТЗЫВОВ – «ПРОДАЖА КАРТИН»        - ОЦЕНИВАНИЕ.

 

Есть среди нас группа современников Айвазовского. Они знали художника лично и, наверняка, могут рассказать нам что-нибудь интересное. Представьтесь, пожалуйста.

За информацию личного характера вы заработаете лишние баллы.

 

СОВРЕМЕННИКИ АЙВАЗОВСКОГО

Архип Иванович КУИНДЖИ,

ученик Айвазовского.

Айвазовский был человеком общительным и гостеприимным. В его доме, открытом для всех, обсуждались  городские дела и рождались идеи улучшения жизни в Феодосии. Его дом был духовным центром всего Южного Крыма. Гостями были многие известные деятели русского искусства: П.М.Третьяков, И.Е.Репин, Максимилиан Волошин и другие.

Открывая свои выставки в Феодосии, Айвазовский устраивал праздники с фейерверками, музыкой, зваными обедами. Гостям подавались угощения, названные в честь его картин: суп «Черное море», шампанское «От штиля к урагану», пирожки «Хаос»…

Феодосийцы считали Айвазовского душой города, своим добрым гением.

Михаил Иванович ГЛИНКА, композитор.

Мы были друзьями, частомузицировали вместе.

Конечно, я был знаком с семьей Ивана Константиновича.

Его первая жена Юлия Яковлевна любила наряды, шумные многолюдные приемы. Она тяготилась жизнью в тихой маленькой Феодосии. Но ее просьбы вернуться в столицу Айвазовский отклонял. В семье подрастали четыре дочери-красавицы. Юлия Яковлевна надолго уезжала то в Петербург, то в Ялту, то в Одессу. И однажды осталась там навсегда, сославшись на необходимость дать дочерям образование.

В 1882 г. Айвазовский женился второй раз на вдове коммерсанта Анне Никитине Саркизовой. О чувствах немолодого художника свидетельствует  ее портрет, отразивший ум, спокойствие, женственность. Художник встретил в ней верную и понимающую помощницу.

 

КАРЛ  БРЮЛОВ, художник.

В 40-50 годы наша живопись была под сильным воздействием романтических традиций.

Мы стремились к созданию грандиозных красочных полотен, для прославления русского искусства.

Илья Ефимович РЕПИН,

художник-передвижник.

 

Во взглядах на общественное значение искусства у нас было много общего. Задолго до организации передвижных выставок Айвазовский стал устраивать выставки своих картин в Петербурге, Москве и во многих больших городах России. Всего было проведено 120 персональных выставок.

Но реалистические черты в творчестве Айвазовского проявились под воздействием искусства передвижников.

 

Николай Васильевич ГОГОЛЬ,          писатель.

 

Мы познакомились в Венеции, когда Айвазовский приехал в Италию на стажировку. Вечерами мы часто встречались в моей маленькой квартирке, делились своими замыслами, вспоминали Россию. Я подарил Айвазовскому свой портрет работы художника Иванова.

 

Павел Михайлович ТРЕТЬЯКОВ,

создатель первого в России музея       национального искусства.

 

Приобретал для своей галереи картины И.Айвазовского. Однажды получил от художника в подарок картину «После бури», вероятно, сам Иван Константинович был доволен этой работой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

 

На склоне лет, словно подводя итог своей жизни, Айвазовский сказал: «Счастье улыбнулось мне». Его большая жизнь, охватившая почти весь Х!Х век, была прожита спокойно и достойно. В ней не было бурь и катаклизмов. Он ни разу не усомнился в правильности избранного пути и до конца столетия донес заветы романтического искусства, с которого начинался его творческий путь, стремясь сочетать эмоциональность с реалистическим изображением.

«Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».

 

ИТАК, ваше ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

 

ПИСЬМЕННОЕ СОЧИНЕНИЕ:

ОТЗЫВ О КАРТИНАХ АЙВАЗОВСКОГО.

в отзыве должно быть отражено:

- чем привлекла ваше внимание эта выставка;

- ваше отношение к картинам Айвазовского.

 

Спасибо всем, кто посетил сегодня нашу выставку. На память о нашей встрече мы дарим вам репродукции картин Айвазовского и просим  отведать со стола художника пирожков «Хаос».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Останнє оновлення на Четвер, 08 листопада 2012, 16:18  

-----------------------------------------

 

Як дізналися про наш сайт

Виберіть одну відповідь
 

службы мониторинга серверов


© 2012 ТОВ «ВГ «Основа».

© 2014 Учительський Журнал он-лайн. Всі права захищено.
© 2006-2009 Українська локалізація: Joomla! Україна. Всі права захищено!
Joomla! - безкоштовне програмне забезпечення, яке розповсюджується за ліцензією GNU/GPL.

 

Редакція порталу «Учительський журнал он-лайн» може не поділяти точки зору автора та користувачів порталу, які висловлюються у формі коментарів до статей, повідомлень на форумі тощо.  Автори публікацій відповідають за достовірність фактів, цитат, власних назв і т.п. Матеріали публікуються в авторському варіанті, ілюстрації, пунктуація і лексика авторські. Претензії не приймаються. Матеріали не рецензуються.