Учительський Журнал он-лайн

 
Дошкільний навчальний заклад

«Подорож дітей мультфільмом «Маша і ведмідь»»Інтегрована організована діяльність з пріоритетом проду

Друк

Інтегрована організована діяльність з пріоритетом продуктивних видів діяльності, для дітей 4 року життя.

Вкладення:
Скачать этот файл (заняття Оконенко.docx)заняття[ ]25 Kb
 

Методичні рекомендації Соціалізація дошкільників в умовах ДНЗ

Друк

Посібник для працівників ДНЗ

Вкладення:
Скачать этот файл (Методичні рекомендації Соціалізація дошкільників в умовах ДНЗ частина1.rar)Посібник ч.1[ ]8823 Kb
Скачать этот файл (Методичні рекомендації Соціалізація дошкільників в умовах ДНЗ частина2.rar)Посібник ч.2[ ]9545 Kb
Останнє оновлення на Четвер, 27 березня 2014, 09:38
 

Фізкультурне заняття з дітьми дошкільного віку як основна форма роботи з фізичного розвитку

Друк

Розробка засідання для інструкторів з фізкультури дошкільних навчальних закладів. А також можна використати для школи молодого інструктора з фізкультури.

 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИВОПИСИ

Друк

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

ЧЕРЕЗ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ

ЖИВОПИСИ

(Минутки искусствознания на логопедических занятиях)

Автор: Михайличенко Ирина Вадимовна

логопед ДОУ №47

г. Краматорск  Донецкой области.

 

Мир вокруг нас разнообразен, причудлив, красочен и очень любопытен для вездесущего детского ума. Познавая этот мир всеми органами чувств, ребенок развивается, взрослеет, обогащается знаниями и умениями, прокладывая свой путь в жизни. Научить смотреть на мир широко открытыми глазами, замечать мелочи, любоваться прекрасным, тонко чувствовать, передавать свои эмоции через общение, творить – вот сверхзадача для родителей и педагогов. Разнообразие игрушек, пособий, книжек, развивающих современных интерактивных технологий – уже делают свое важное дело для решения этой задачи. Моя же цель, как практикующего педагога-логопеда, помочь ребенку развить, обогатить речь, чтобы его творческий путь в познании мира был более легким и комфортным.

Ведь только владея родной речью во всем ее многообразии, можно чувствовать себя уверенным и способным к творчеству.

Речь ребенка-дошкольника – это «старт» на беговой дорожке речевого развития. Маленький дошкольник только накапливает словарь, учится строить предложения, пытается объединить предложения в какую-то связную законченную форму. Его лексика ограничена существительными и глаголами, небольшим количеством качественных прилагательных и этого, очень часто, недостаточно малышу, чтобы выразить нахлынувшие эмоции:

радость,

удивление,

восторг,

негодование...

Эмоциональное развитие ребенка, как правило, опережает речевое. Поэтому многие дети, желая высказать свои эмоции, озвучить чувства, испытывают явные трудности, душевный и психологический дискомфорт от того, что их не смогли понять, не смогли разделить с ними те чувства, которые переполняют их детские души.

Важно помочь ребенку заполнить речевые пробелы, наполнить речь необходимой лексикой, попытаться уровнять эмоциональное и речевое состояние малыша. Если эмоции и речь будут «шагать в ногу» - ребенок сможет сохранить психологический покой, - что сделает его более уверенным в себе, а значит личностно-здоровым.

Нельзя переоценить роль искусства в жизни человека. Живопись, литература, музыка – призваны обогащать внутренний мир личности, делать ее совершеннее, утонченнее, богаче. И чем раньше искусство займет в жизни ребенка достойное место – тем быстрее и гармоничнее будет развиваться его личность и проявляться собственное «Я».

Как использовать репродукции великих картин, слайды, фрагменты классических музыкальных произведений, поэзию, устное народное творчество в логопедическом занятии? Как через эмоционально-чувственное восприятие искусства  расширить и активизировать словарный запас малыша, научить строить грамматически верную фразу?

Среди лексических тем, предусмотренных «ПРОГРАММОЙ» детского сада, есть такие, при изучении которых будут уместными, так называемые, «минутки искусствознания».

«Минутки искусствознания» - это фрагменты занятия, на которых дети знакомятся с предложенными репродукциями великих живописцев, учатся описывать не только зрительное восприятие, но и свои эмоции, вызванные знакомством с картиной.

Живописные полотна в жанре «пейзажа», могут быть использованы на занятиях по темам:

«Осень»,

«Зима»,

«Весна»,

«Лето»,

«Перелетные птицы»,

«Лес, деревья, кусты».

Дети должны быть ознакомлены с предложенным жанром, знать, что пейзажи изображают картины природы:

лес, речку, поле, море, горы и т.д.

Рассматривание пейзажей и беседа по ним должна затрагивать не только визуальное восприятие, но и фиксировать умение детей чувствовать эмоциональный характер, доминирующее настроение произведения.

При работе над темами:

«Овощи, фрукты»,

«Ягоды»,

«Цветы»,

«Посуда»

- можно обратиться к жанру «натюрморта».

Рассказав малышам, что натюрморт изображает неодушевленные предметы («мертвую природу»), суметь выстроить беседу по картине так, чтобы, включив воображение, ребенок смог почувствовать, как внешнюю привлекательность предметов, так и их вкус и аромат.

Использовать живописные произведения в жанре «портрета», можно работая над темами:

«Мамин праздник»,

«Профессии».

Малыши должны знать, что «портрет» - жанр, где изображается человек или другой живой объект; и обязательно понимать и видеть не только внешнее сходство, но и чувствовать внутренний мир изображенного, угадать характер и настроение.

Уровень, предлагаемых для рассмотрения репродукций, должен подходить для зрительного восприятия ребенка-дошкольника по манере изображения (лучше выбирать картины художников – реалистов), цветовой гамме и быть понятным для детского мышления. Ребенок должен рассматривать детали, понимать, что такое «дальний» и «ближний» план, иметь общее представление об авторе и времени, в котом он творил.

Беседуя о визуальном содержании картины, описывая ее в целом и детально, следует сделать акценты на настроение, чувственное восприятие, предложив ребенку представить себя в условиях изображенных на репродукции.

Словарная работа должна быть разнообразной и не оторванной от общей беседы – быть, как бы в канве работы над картиной.

Усилить эмоционально-чувственное впечатление могут специально подобранные литературные произведения:

- стихи,

- короткие рассказы,

- загадки,

- пословицы.

Литературный материал должен быть тщательно подобран и соответствовать тому, что видят глаза ребенка. Стихи или загадки должны быть емкими, понятными, легкими для запоминания, включать в себя эпитеты, сравнения и даже метафоры. Отрывок из сказки или рассказа тоже должен быть кратким и четким, чтобы ребенок почувствовал и понял взаимосвязь между увиденным и услышанным.

Литературный материал можно брать, как из предложенных «Программой» произведений, так и из произведений других авторов. Но соответствовать уровню возрастного развития ребенка он должен обязательно. Стишки, загадки и пословицы, использованные в работе, могут быть предложены для заучивания наизусть, в качестве домашнего задания или, если позволяет время, на самом занятии.

Что же касается музыкального сопровождения наших «минуток искусствознания», - то это должен быть только фон. Тихая, лучше классическая музыка, которая может звучать при молчаливом рассматривании картины, должна быть ненавязчивой, не громкой и соответствовать настроению, царящему на художественном полотне. Это поможет ребенку включить в работу слух на более тонких «высоких» вибрациях настроиться на нужный лад.

Логичным будет, если вся эта работа, получит свое продолжение в самостоятельной творческой деятельности ребенка. Это может быть разнообразная прикладная работа:

- выкладывание аппликации;

- составление картины на фланелеграфе или на магнитной доске;

- дорисовка, закрашивание;

- рисование фрагмента;

- создание картины из кусков (частей, пазлов) и т.д.

Вся эта работа, включенная в «минутки искусствознания» должна занимать не более третьей части общего занятия, т.е. около 10 минут. Свою творческую деятельность ребенок должен обязательно озвучить – прокомментировать и объяснить. При подведении итогов – важно чтобы ребенок назвал фамилию автора картины, жанр в котором она написана и ее название. И обязательно – несколько слов о впечатлении, которое она произвела.

Работа по искусствознанию должна не только обогатить эмоционально-познавательную сферу ребенка, расширить словарный запас, но и «позвать» его продолжить знакомство с искусством, заинтересовать, вызвать желание посетить музеи, выставки, подружиться с живописью.

Так как логопедическое занятие включает в себя разнообразную работу по развитию всех сторон речи, минутки искусствознания должны стать частью работы по развитию словаря и связной речи.

Схема речевой работы над картиной

Название произведения

автор

Описание ближнего и дальнего плана картины

(объекты, размеры, краски)

Эмоционально-чувственное впечатление

Литературно-речевые изюминки – вкрапления

(стихи, загадки, пословицы)

Сюжетно – ролевые этюды

(психотренинги)

Самостоятельная творческая деятельность

(коллективная или индивидуальная)

Подведение итогов

 

 

Пример 1: занятие по теме «Звуки С – СЬ в словах и фразах»

«Осень».

(фрагменты занятия).

Мы много говорили с вами об осени, как об очень красивой, яркой поре года. Сегодня я хочу познакомить вас с картиной знаменитого русского художника Исаака Левитана «Золотая осень». Эта картина была написана очень давно – 120 лет назад и ее автор является одним из лучших художников, которые рисовали в жанре «пейзажа».

Давайте познакомимся с этим словом. Может кто-то из вас может его объяснить?

«Если видишь на картине;

Нарисована река.

Или лес и белый иней,

Поле, сад и облака

Луч в цветах, дома, шалаш

Обязательно картина –

Называется «пейзаж»

(проговаривание слова по слогам).

Так что же изображают пейзажи?

(дети, используя карточки – схемы, называют объекты пейзажа..

В каждой картине есть два плана: передний (ближний) и задний (дальний) план. Что мы видим на заднем дальнем плане этой картины? (Голубое небо с облаками, деревья).

- Какого размера объекты, что находятся на заднем плане? (...). Почему они маленькие?

Что видим на переднем плане? (деревья, река, трава, ...).

Давайте рассмотрим картину внимательно (включается музыка П.И. Чайковского «Осень»).

На картине яркий, солнечный, осенний день. Солнце освещает верхушки деревьев и желтые листья, кажутся золотыми. Представьте, что добрый волшебник сделал так, что вы очутились в этом красивом месте (как бы внутри картины). Вы бегаете среди деревьев. Посмотрите, какие они? (старые? – молодые; стволы деревьев – тонкие; ветки – тоненькие, гнущиеся.) Вы узнаете эти деревья? (березки, осинки). Какие звуки издают веточки, ведь их колышет ветерок? (шелестят, шумят, потрескивают.) Ветерок шевелит и ваши волосы, обдает свежестью ваше лицо. Какой воздух? (прохладный, свежий, прозрачный.) Вдоль леса бежит небольшая речка. Какая она? (темная, холодная, узкая, красивая.)  Как вы думаете, можно в ней купаться? Почему? Но поиграть с речкой очень хочется. Давайте придумаем как? (бросать камешки «кто дальше»; пускать по воде листочки-кораблики ... имитация движения с речевым сопровождением:

«Много камешков наносим

В речку их с тобою бросим

Быстро камень долетел

И на дне реки осел»

 

«Осенний последний листочек

Как лодочка быстро плывет

Осенний последний листочек

Водичка с собой унесет).

Какие листочки осенью? (желтые, красные, разноцветные, золотые). Т.е. на картине господствует какая пора года? (Осень). Почему Левитан назвал ее «Золотая осень»?

Давайте найдем слова – родственники к слову «Осень».

Наступила золотая - ...       (осень)

Дни стоят прохладные ... (осенние)

Погода (какая?) ...              (осенняя)

Небо какое? ...                     (осеннее).

А что еще можно сказать про небо?

Какого оно цвета? Какие облака? Какая часть неба больше освещена?

Я хочу, чтобы вы послушали стихотворение Ирины Лопухиной (читает ребенок или взрослый).

«Осень, осень, осень.

Ясень листья сбросил

На осинке листик

Огоньком горит

 

Осень, осень, осень

Ветер листья носит

И лесок осенний

Золотом горит».

Скажите, это стихотворение созвучно с нашей картиной?  (Дети поочередно повторяют стихи по частям, утрированно произнося в нем звуки «С – СЬ».)

- Как вы понимаете слова: «на осинке листик огоньком горит?» Почему автор сравнила листочек с огоньком?

«Ветер листья носит?» Замените другими словами слово «носит». Что делают листочки осенью? (кружатся, сыплются, летают, падают ...).

А вы знаете стихи или загадки об осени?

«Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят.» (выученное ранее).

Какое настроение вызвала у вас эта картина? Почему грустно? (или радостно?). Пушкин назвал осень «Унылой порой, но очаровательной, красивой для глаз.» Давайте и мы раскрасим деревья в осенний очаровательный цвет. (Детям предлагаются заготовки «голого» дерева). А яркие листочки мы будем рисовать пальчиками.

(После окончания работы, можно предложить из собранных деревьев сформировать общий пейзаж, дорисовав небо, траву ... ).

 

Ученые специалисты считают, что приобщая детей к миру прекрасного с самого раннего детства, мы формируем у них эстетический вкус и избирательное отношение к окружающей нас действительности.

Можно с уверенностью сказать, что даже такое, ненавязчивое, фрагментарное общение с искусством дает малышу возможность расширять свой уровень представлений, обогатит его эмоциально-чувственную среду и разнообразит словарный запас, что позволит развиться речи в целом.

 

 

 

Створення безпечних умов розвитку, виховання та навчання дітей раннього дошкільного віку.

Друк

Створення безпечних умов розвитку, виховання та  навчання дітей раннього дошкільного віку.

 

Уварова Людмила Йосипівна,

вихователь – методист КДНЗ №6

«Зоряний» /40 сторінки.

 

Збірник«Створення безпечних умов розвитку, виховання та  навчання дітей раннього дошкільного віку».

В матеріалах збірки розкрито методичні рекомендації інноваційних методів роботи  щодо створення безпечних умов розвитку, виховання та навчання дітей  раннього дошкільного  віку.

Посібник містить теоретично – методичний та практичний матеріал, який допоможе урізноманітнити та розширити роботу з безпеки життєдіяльності дошкільників .

Основна мета посібника - допомогти вихователям якомога повніше  підготувати дітей до розв’язання складних життєвих ситуацій, навчити їх захищати себе від небезпеки, а також запобігати дитячому травматизму.

Ця розробка стане у нагоді  вихователям дошкільних навчальних закладів та батькам.

 


Сторінка 2 з 58

Як дізналися про наш сайт

Виберіть одну відповідь
 

службы мониторинга серверов

Авторизація

Пошук

Переможці

Вітаємо з перемогою 
в конкурсі "Шкільний бібліотекар"

Номінація

"Бібліотекар-професіонал"

1 місце - Павленко Олена
(сертифікат + передплата на ШБ 2 півріччя + книга)

2 місце - Тимченко Ганна
(сертифікат + передплата на ШБ 2 півріччя)

3 місце - Пальонко Тетяна
(сертифікат + книга)

Номінація

"Молодий бібліотекар"

1 місце - Михалюк Галина
(сертифікат + передплата на ШБ 2 півріччя + книга)

2 місце - Павлів Наталя
(сертифікат + передплата на ШБ 2 півріччя)

3 місце - Кваша Ольга
(сертифікат + книга)

Контакти

Поштова адреса:

«Учительський журнал он-лайн»

ВГ «Основа», вул. Плеханівська, 66, оф. 5, м. Харків, 61001

Адміністратор порталу:

Тел. : (+3057) 731-96-33

e-mail: ua.teacherjournal@gmail.com


© 2012 ТОВ «ВГ «Основа».

© 2014 Учительський Журнал он-лайн. Всі права захищено.
© 2006-2009 Українська локалізація: Joomla! Україна. Всі права захищено!
Joomla! - безкоштовне програмне забезпечення, яке розповсюджується за ліцензією GNU/GPL.

 

Редакція порталу «Учительський журнал он-лайн» може не поділяти точки зору автора та користувачів порталу, які висловлюються у формі коментарів до статей, повідомлень на форумі тощо.  Автори публікацій відповідають за достовірність фактів, цитат, власних назв і т.п. Матеріали публікуються в авторському варіанті, ілюстрації, пунктуація і лексика авторські. Претензії не приймаються. Матеріали не рецензуються.