Вчительський Журнал он-лайн

 

Проблема морального вибору на тему В. Шекспіра "Гамлет"

Друк

Место проведения:

9-Б класс

УВК «гимназия-школа»№1

20.12.2013г.

Цели урока:

¨                  Обучающая:

¨                  Обобщить знания о творчестве В. Шекспира;

¨                  продолжить освоение навыков анализа психологического состояния героев на двух языках, исследовать мотивы поведения Гамлета в ситуации выбора между добром и злом, истиной и ложью;

¨                  Развивающая:

¨                  совершенствовать навыки выразительного чтения;

¨                  развивать творческие способности учащихся;

¨                  формировать речевую литературоведческую, деятельностную, поликультурную, социокультурную и коммуникативную компетенции;

¨                  прививать интерес к изучению английского языка, любовь к творческому наследию В.Шекспира.

¨                  Воспитательная:

¨                  воспитывать благородные человеческие чувства путём создания атмосферы психо-эмоционального восприятия образов трагедии «Гамлет» В.Шекспира;

¨                  Оздоровительная:

¨                  Способствовать формированию понимания важнейшей ценности человека – его жизни.

 

Задачи урока:

¨                  научить вчитываться, понимать текст в оригинале и переводе;

¨                  отрабатывать навыки сопоставительного анализа литературного произведения, опираясь на оригинал произведения;

¨                  продолжить освоение навыков анализа психологического состояния героев на двух языках;

¨                  подвести учащихся к мысли о воздействии окружающего мира на характер героя;

¨                  помочь школьникам почувствовать трагизм судьбы Гамлета;

¨                  развивать творческие способности двуязычных учащихся;

¨                  задуматься над местом Гамлета в современном мире: как воспринимает Гамлета современный читатель (на материале первоисточника и перевода);

¨                  развивать коммуникативные способности посредством работы учащихся в группах.

 

Оборудование урока:

¨            мультимедийная презентация урока;

¨            аудиофрагмент по содержанию трагедии “Гамлет” (приложение к НМК “Opportunities. Pre Intermediate”)

¨            видеофрагменты из кинофильма «Гамлет» режиссера Ф.Дзефирелли

¨            видеофрагмент В. Высоцкий исполняет стихотворение Б.Пастернака «Мой Гамлет»;

раздаточный материал:

а) двуязычные тексты произведения;

б) тест на знание текста трагедии и биографии на английском языке;

в) карточки с заданиями для творческих групп.

 

Предварительная домашняя работа (цель: стремление к насыщенности уроков самостоятельной творческой деятельностью учеников); подготовить сообщения по биографии писателя на двух языках; прочитать произведение на английском и русском языках; подготовить анализ произведения по вопросам в группах.

 

 

Ход урока

Эпиграф: …век расшатался – и скверней всего,

что я рождён восстановить его!

В.Шекспир

І.Организационный этап.

ІІ.Мотивация учебной деятельности. Сообщение целей и задач.

Звучит средневековая мелодия “Green leaves”

AE Good morning! We are glad to see you. Sit down! Let's start our lesson. The theme of the lesson is “The problem of a moral choice in William Shakespeare’s tragedy “Hamlet”. Today we'll speak about his life and work, his role in English literature about one of his best tragedies – “Hamlet”.

IM We hope you’ll know many interesting things about William Shakespeare.

The time is our joint: - o cursed spite.

That ever I was born to set it right!

William Shakespeare

 

Учитель литературы читает эпиграф к уроку.

- Итак, из вступительных слов и эпиграфа следует, что наш урок посвящен творчеству В.Шекспира. На уроке мы будем говорить о проблеме нравственного выбора, стоящего перед принцем Гамлетом в трагедии В.Шекспира «Гамлет»

Сущность гения удивительна: даты жизни английского поэта и драматурга Вильяма Шекспира возвращают нас в далекое прошлое, однако строки его произведений созвучны современности.

 

AE We really know few facts of his life and many of them are doubtful. But some facts are known to us and are proved by documents.

-  Now, listen to some facts from William Shakespeare’s biography and the time when he lived and worked. Look at the presentation.

 

ІІІ. Работа над темой урока.

  1. Сообщение на английском языке о жизни и творчестве Вильяма Шекспира.

Задание 1-й группе учащихся

На экране просмотр слайдов. «Жизнь и творчество В.Шексира»

1- й ученик:

Shakespeare was born on 23 April, 1564 in the town of Stratford-on- Avon. Families were big in those days. William had seven brothers and sisters.

But his parents weren’t poor, his father John Shakespeare was a successful businessman who bought and sold leather and wool. His mother was the daughter of a rich farmer. Young Shakespeare went to the Stratford Grammar school, where he learnt Latin and studied the literature of Ancient Rome. But he was probably more interested in the groups of actors who travelled from town to town to put on plays in schools, churches, halls and public houses. Those plays were very popular and William went to see them after school.

2- й ученик:

When Shakespeare left school, he went to work for his father. But soon he met and fell in love with Ann Hathaway, the daughter of a farmer who was eight years older than himself. They got married in 1582 and just 5 months later their first daughter Susanna was born and then twins, Hamlet and Judith, followed in 1585.

3- й ученик:

When William Shakespeare was 21 he went to London. He became an actor and later by 1592- a dramatist. In some years he built a famous Globe Theatre. It was round and had no roof over the center- like the theatres of ancient Rome. The people of London loved going to the theatre. The Globe could hold three thousand people. Some people sat to watch the plays, others stood in the middle, in front of the stage. The audience was usually noisy. There were only actors no actresses. Young boys played the parts of women.

  1. Беседа по содержанию сообщения.

АЕ: Shakespeare’s biography.

What do you know about Shakespeare’s childhood, his family?

Was Shakespeare from a small and poor family?

Young William was interested only in his study at school, wasn’t he?

How old was Shakespeare when he got married to Ann Hathaway?

What was unusual about Shakespeare’s theatre Globe?

 

АЕ: We are going to speak about one of his best tragedies – “Hamlet”. There are different points of view on this tragedy, and you will have to make your own conclusion. Let’s listen to recording and watch some parts from the tragedy.

 

Звучит запись трагедии на английском языке. На экране - кадры из фильма.

 

Просмотр слайдов (тест на английском языке на знание текста)

AE: Let’s check how well you know the tragedy. Are these statements true or false? Correct the false information.

1. A snake killed Hamlet’s father. (false)

2. Hamlet never had an opportunity to kill Claudius. (false)

3. Claudius wanted to poison Gertrude. (false)

4. Hamlet asked actors to perform the new play for waking up the conscience of the king. (true)

5. Ofelia was poisoned. (false)

 

IM: And now let’s analyze the tragedy “Hamlet”.

Звучит инструментальная драматическая мелодия

Учитель литературы: Вы сейчас впервые познакомились с этой трагедией в оригинале на английском языке. Давайте проверим, насколько внимательно вы прочитали произведение и перейдем непосредственно к его анализу.

3.Образ Гамлета. Задание 2-й группе учащихся

Прислушайтесь, вы слышите звон шпаг? Это последний бой Гамлета. Он истекает кровью. Может быть, он останется жить?

Так какой же он, Гамлет?

Что в Гамлете от эпохи Возрождения, от её философии?

Что он говорит о мироздании, о человеке?

Каково мироощущение Гамлета?

Сделайте выводы о том, какие качества характеризуют Гамлета как человека эпохи Возрождения?

Учащиеся создают образ героя. Подтверждают текстом. Составляют таблицу с использованием магнитной доски.

Воспитанник Виттенбергского университета

 

Носитель гуманистического мировосприятия

Страстная любовь к искусству, театру

ГАМЛЕТ

Оценивание людей по их личным качествам

Натура сильная, способная на глубокие чувства

Верность дружбе

Сила воли, способность увлекаться борьбой

 

Вывод: Воспитанник Виттенбергского университета, придерживающийся гуманистических взглядов, он оптимистически смотрел на мир и человека. Гамлет называл человека «красой Вселенной», усвоил философию гуманизма, утверждающую, что человек – это центр мироздания, совершеннейшее из всех живых существ, что его жизнь и деятельность направлены на создание справедливого мира здесь, на земле. Реальность возвращает Гамлета к средневековому представлению о том, что человек – сосуд греха, обреченный на страдания в земной жизни. Вокруг себя, в королевском замк, он видит людей подлых, грубых, тупых в своём самодовольстве. Беды заставили Гамлета по- новому взглянуть решительно на всё. Потрясение принца совпало с переходом от юности к зрелости, о безмятежности к к более глубокому пониманию жизни, от незнания зла к его познанию. Гамлет впервые сталкивается с лицемерием людей, со злом и своекорыстием. В его сознании с небывалой остротой встают вопросы: что такое человек, чего стоит жизнь, какова тайна смерти, можно ли верить в любовь и дружбу? Им овладевает тревожное беспокойство, сознание его потрясено.

 

4. Враги Гамлета. Задание 3-й группе учащихся

Звучит музыкальный отрывок №3 «Пир во время чумы»

Учитель литературы: Противники Гамлета “расшатали” век. Они – конкретные носители порока, виновники беззаконий и разврата. Именно они составляют враждебный Гамлету мир зла. Они враждебны не только Гамлету. Кто они? Каков он, мир зла?

 

Ученик: Клавдий – коварный, расчетливый, добивается престола ценой кровавого преступления – братоубийства. Образ обрисован мрачными красками.

 

Доказательства, факты, примеры приводят и другие ученики.

 

Ученик: главным средоточием антигуманистических тенденций выступает король Клавдий.

 

...Но знай, мой сын достойный,

Змей, поразивший твоего отца,

Надел его венец.

 

Да, этот блудный зверь, кровосмеситель

Волшбой ума, коварства черным даром,

О гнусный ум и гнусный дар...

 

...But know, thou noble youth,

The serpent that did sting thy father’s life

Now wears his crown.

 

Ay, that incestuous, that adulterate beast,

With witchcraft of his wit, with traitorous gifts,

О wicked wit and gifts...

 

АЕ: And what can you say about Polonius? What kind of person is he? What are his main features?

 

Ученик 1: He is a very cunning person. He likes to please everybody. He helps the King to plot the intrigue against Hamlet. And he even uses his daughter Ophelia for it. And he knows very well that Ophelia loves Hamlet.

 

 

Ученик 2: He is tricky even to his son. When Laertes goes to Paris he hires a spy to follow him.

 

А умысел мой вот в чем –

Когда его ты очернишь слегка,

Так, словно вещь затаскана немного,

...there’s my drift,

And I believe it is a fetch of warrant,

You laying these slight sullies on my son...

 

Учитель литературы: А что вы скажете о “друзьях” Гамлета?

 

Ученик: Придворные стараются уподобиться своему правителю. Как и Полоний, Розенкранц и Гильденстерн становятся шпионами, Лаэрт – убийцей.

 

Учитель литературы: Что вы можете сказать об Офелии? Любимая становится послушным орудием в руках врагов. После наставлений брата и отца Офелия перестаёт быть естественной. Таким образом, Гамлет сталкивается не со случайными преступлениями, не с единичными врагами, а с целым враждебным обществом. И трагедия Гамлета в ощущении своего бессилия в борьбе против этого зла.

 

Инсценировка диалога Гамлета с матерью, королевой Гертрудой на фоне средневековой музыки.

Каковы их взаимоотношения?

Поддерживает ли мать Гамлета?

 

Учитель литературы: И в этом страшном мире Гамлет одинок. Его предают все: мать, университетские друзья, любимая.

 

Вывод: Действительность не соответствует представлению о ней Гамлета – происходит разлад между мечтой и действительностью. Веру Гамлета в идеалы разрушили самые близкие ему люди, а это во сто раз больнее. Гамлет окружён атмосферой подлости и коварства. Данию он называет «худшей тюрьмой». Он попал в мир зла. И только его друг Горацио оказывается «единственным человеком, не тронутым всеобщей нравственной порчей».

 

Задание 4-й группе учащихся

5. Проблема нравственного выбора в трагедии

 

Учитель литературы: Какую проблему поставила перед Гамлетом жизнь?

В чём видит Гамлет свою задачу?

 

Ученик: Конфликт Гамлета с окружающими перерастает рамки личного, он не сосредотачивается только на мести причастным к убийству отца. Гамлет пытается осмыслить то, что происходит в личной и общественной жизни.

 

Обращение к эпиграфу на русском языке.

… век расшатался – и скверней всего,

что я рождён восстановить его!

 

Учитель литературы: в переводе верно передан смысл сказанного Гамлетом. Всё же мы обратимся к подлиннику:

Ученик на английском языке читает:

The time is our joint: - o cursed spite.

That ever I was born to set it right!     Время вывихнуло сустав

 

IM: For Shakespeare time means life. It is life in its infinity

What do we have to do with time?

Ученик: Hamlet believes that time needs being cured.

Учитель литературы: Что произошло со временем?

Ученик: Время заболело, вывихнуло суставы.

Учитель литературы: Что нужно сделать?

Ученик: Вылечить, вправить суставы веку.

Учитель литературы: в чём видит Гамлет свою задачу?

Ученик: Восстановить естественный ход времени.

 

Выводы: Задача Гамлета сводится, как видим не к личной мести, а к утверждению высшей нравственности, суть которой восстановить естественный ход, возродить попранный мировой порядок.

 

Учитель литературы: Мы видим, что отказ от “простой” мести назревал в сознании принца постепенно, путь борьбы прокладывался с трудностями. И эта внутренняя драма выражена в знаменитом монологе “Быть или не быть?”

 

Ученик читает наизусть 14 строк монолога на английском языке.

 

То be, or not to be, that is the question,

Whether ’tis nobler in the mind to suffer

The slings and arrows of outrageous fortune,

Or to take arms against a sea of troubles,

And by opposing, end them. To die, to sleep –

No more, and by a sleep to say we end

The heart-ache, and the thousand natural shocks

That flesh is heir to; ’tis a consummation

Devoutly to be wished to die to sleep!

To sleep, perchance to dream, ay there’s the rub,

For in that sleep of death what dreams may come

When we have shuffled off this mortal coil

Must give us pause – there’s the respect

That makes calamity of so long life.

 

Просмотр отрывка из художественного фильма «Гамлет» режиссёра Франко Дзефирелли (продолжение монолога Гамлета «Быть или не быть» в исполнении Мела Гибсона).

АЕ: How do you understand this monologue? What are the two alternatives that Hamlet is thinking over?

 

Ученик: The first one is “take arms against a sea of troubles”. And the second is “To die, to sleep”. The idea to commit suicide, that appeared in the first act comes again. But Hamlet is not sure that he will find calm in his death. And he decides to fight.

 

Учитель литературы: Итак, как вы поняли монолог? О чем он?

 

Ученик: В нем заложены два решения. Одно из них – “умереть, уснуть – и только”. Тема самоубийства, возникая в первом акте, опять настойчиво развивается. И вновь опасение, что на том свете не будет покоя, “страх чего-то после смерти”, страх перед неизвестностью сбивает Гамлета и всех тех, кому опостылела земная жизнь. Именно этот страх внушает “терпеть невзгоды наши”. Жизнь стала такой невозможной, что для умного, честного и бескорыстного Гамлета земное существование теряет смысл.

Второе решение – “ополчась на море смут, сразить их противоборством”, то есть идея борьбы с миром-тюрьмой. Это мысленное допущение двух, исключающих друг друга путей – свидетельство духовного кризиса.

Единственное, что для Гамлета несомненно, – это “быть”, т.е. бороться, а не просто существовать, покорясь “пращам и стрелам яростной судьбы”.

Решение принято.

 

Учитель литературы:  В чём же причина медлительности Гамлета? Кто из героев трагедии столкнулся с аналогичной проблемой?

 

Ученик: Три персонажа пьесы стремятся отомстить за убийство своего отца: Фортинбрас, норвежский королевич (его отца убил отец Гамлета), Лаэрт (отца которого убил Гамлет) и Гамлет (его отца убил Клавдий). Однако как по - разному относятся они к своей задаче! Фортинбрас воин, солдат. Он отказывается от своего намерения мстить и отправляется в Польшу, чтобы завоевать никому не нужный клочок земли. Лаэрт активно мстит за смерть отца: «И будь, что будет, лишь бы за отца отмстить как должно» (IV акт, сцена 5). Он поднимает восстание, вызывает Гамлета на поединок, смазывает рапиру ядом. Всё это Лаэрт совершает без лишних раздумий. Он не ломает себе голову над загадками жизни. Свою молодость он тратил на развлечения. Оказавшись в беде (как Гамлет), Лаэрт действует по закону традиции – жестоко, вероломно: «Я… смажу мой клинок… ядом…»(IV акт, сцена 7).

Гамлет же, поклявшись Призраку отомстить, всё медлит и уклоняется от мести. Он бездействует, и в этом заключен глубокий смысл.

 

Учитель литературы: Какой выбор должен сделать Гамлет в своей жизни? Легко ли ему дался этот выбор?

 

Ученик: Дания ассоциируется у Гамлета с худшей тюрьмой. Гамлет знает об убийстве отца, знает имя преступника, на его стороне правда, а также долг перед отцом и Данией. Он полон решимости начать действовать, но останавливают его мучительные размышления о добре, справедливости, чести. Начать действовать в такой обстановке и добиться успеха -  это значит самому прибегнуть к недостойным методам. Светлая ренессансная личность, Гамлет понимает, что, решившись действовать, он уподобится своим врагам, предаст свои убеждения, будет действовать теми же преступными способами «кровь за кровь», «око за око», то станет преступником и вместо добра принесёт в мир новое зло и станет не лучше тех, кого судил.

 

6. Анализ сцены «Мышеловка»

 

Учитель литературы: Как действует Гамлет? Как пытается противопоставить себя придворному миру?

 

Ученик: Он притворяется сумасшедшим. Это вызывает тревогу и растерянность придворных и короля Клавдия

 

Учитель литературы: Какова цель, которую преследовал Гамлет, организуя этот спектакль - мышеловку?

 

Просмотр отрывка из художественного фильма «Гамлет» (сцена «Мышеловка»)

 

Ученик: Гамлет действует смело и решительно, организуя спектакль. Постановка пьесы означала объявление войны между Гамлетом и Клавдием. Ведь Гамлет восстал против всего мира-тюрьмы, где Клавдий был главным тюремщиком. Если “безумие” было тайной войной, то спектакль был прямой атакой, цель которой – обнажить перед всеми облик преступника, завладевшего троном путем убийства брата. Спектакль ошеломил Клавдия: он бежал в растерянности. Гамлету удалось “заарканить совесть Короля”. Борьба идет не на жизнь, а на смерть. Одна смерть тянет за собой другую.

 

7. Составление цепочки событий. Просмотр слайдов.

Учащиеся прослеживают эту цепочку.

Убийство Полония повлекло за собой смерть Офелии,

ее смерть заставила Лаэрта биться с Гамлетом.

Королева вместо Гамлета выпивает отравленное питье,

Гамлет убивает Короля. Смерть Гамлета.

Одна смерть тянет за собой другую.

 

Ученик на английском языке читает наизусть заключительную сцену смерти Гамлета:

 

Ученик: Heaven make thee free of it! I follow thee.

I am dead Horatio. Wretched queen, adieu!

You that look pale and tremble at this chance,

That are but mutes or audience to this act,

Had I but time, as this fell sergeant, Death,

Is strict in his arrest. O, I could tell thee –

But let it be; Horatio, I am dead,

Thou livest, report me and my cause aright

To the unsatisfied.

О God, Horatio, what a wounded name,

Things standing thus unknown, shall live behind me!

If thou didst ever hold me in thy heart,

Absent thee from felicity awhile,

And in this harsh world draw thy breath in pain,

To tell my story.

 

Смысл финала трагедии.

 

«Гамлет погиб. Офелия погибла, король тоже; нет ни доброго, ни злого – всё погибло. Какое мучительное чувство должно бы возбудить в душе зрителя это кровавое зрелище! А между тем зритель выходит из театра с чувством гармонии и спокойствия в душе, с приветливым взглядом на жизнь и примиренный с нею…» - писал В.Г.Белинский в статье «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета»

 

Учитель литературы: Согласны ли вы с великим русским критиком?

Чем закончилась борьба Гамлета? Чего он достиг? Победил ли он зло, господствующее в мире?

 

Ученик: Смерть Гамлета трагична. Гамлет не «вправил в суставы вывихнутый век», не выполнил полностью свою задачу, не смог вернуть миру утраченную гармонию, хотя все его враги и погибли.

В трагедии, как в «Гамлете», гибель героя в финале при разрешении конфликта может означать нравственную победу Гамлета. Его победа в его способности сохранить свои идеалы, противопоставив их общему падению.

Гамлет погиб, но одержал победу, ибо своей короткой, мучительной жизнью показал, каким может быть человек, сколь бесстрашны могут быть его помыслы и совесть, сколь красива и благородна может быть его душа. Пусть ценой жертв, но правда и справедливость должны победить – таков смысл развязки трагедии.

 

Учитель литературы: Образ Гамлета в искусстве называют вечным образом. Потому, что это герой, которому присуще гуманистичное мышление. И Шекспир проводит Гамлета через душевные муки для того, чтобы убедить негуманистов в правоте своих позиций. На протяжении веков образ принца Гамлета был притягательным для писателей, художников, режиссеров. Мы просмотрели отрывки из художественного фильма «Гамлет» режиссёра Франко Дзефирелли с Мелом Гибсоном в главной роли. Незабываемым стало исполнение роли Гамлета Владимиром Высоцким в театральной постановке режиссера Юрия Любимова. Послушаем стихотворение Б.Пастернака «Мой Гамлет», а после этого вы выразите своё отношение к этому герою.

 

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

 

Учитель литературы: Как к Гамлету и его поступкам относитесь вы после сегодняшнего урока?

АЕ: What is your personal attitude to Hamlet? Did you change your mind about him after this lesson?

 

Ученик: My attitude to Hamlet has changed. At the beginning of the lesson I didn’t quite understand him. I couldn’t understand why he was so slow in making decisions. Now I like him more. And I understand now that there was no room for him in that world. And he dies.

 

IM: In the conclusion we can say that William Shakespeare is the greatest English dramatist and poet, who died a long time ago, but his sonnets and plays are still alive.

 

  1. 1. Составление сенканта «Гамлет» на русском и английском языках на фоне музыкального отрывка из мюзикла (ария Гамлета). Презентация творческих работ представителями групп.
  2. 2. Выставление оценок по группам: литературоведам, чтецам, переводчикам, актерам, киноведам, художникам, звукорежиссерам.

V. Домашнее задание:

Выполнить литературный перевод к монологу Гамлета «Быть или не быть?»

 

 

-----------------------------------------

 

Корисні посилання

Електронні книги - Основа

Adobe Acrobat

Онлайн -перекладач

Онлайн-конвертер pdf файлів в doc

Расширения для Joomla

Як дізналися про наш сайт

Виберіть одну відповідь
 


Авторизація

Пошук

Увага Конкурс!

Інтернет-урок

Подати заявку на конкурс

"Інтернет-урок"

Контакти

Поштова адреса:

«Учительський журнал он-лайн»

ВГ «Основа», вул. Плеханівська, 66, оф. 5, м. Харків, 61001

Адміністратор порталу:

Тел. : (+3057) 731-96-33

e-mail:


© 2022 ТОВ «ВГ «Основа».

© 2014 Вчительський Журнал он-лайн. Всі права захищено.
© 2006-2009 Українська локалізація: Joomla! Україна. Всі права захищено!
Joomla! - безкоштовне програмне забезпечення, яке розповсюджується за ліцензією GNU/GPL.

 

Редакція порталу «Учительський журнал он-лайн» може не поділяти точки зору автора та користувачів порталу, які висловлюються у формі коментарів до статей, повідомлень на форумі тощо.  Автори публікацій відповідають за достовірність фактів, цитат, власних назв і т.п. Матеріали публікуються в авторському варіанті, ілюстрації, пунктуація і лексика авторські. Претензії не приймаються. Матеріали не рецензуються.