Вчительський Журнал он-лайн

 

Урок у 6 класі. Історія. Античні міста-держави Північного Причорномор*я

Друк

Тема: Города-государства Северного Причерноморья.

ЦЕЛИ:

  • Ø Систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции и ознакомить с историей заселения Северного Причерноморья.
  • Ø Создать условия для формирование умений учащихся логически мыслить, обобщать, выбирать главное, делать выводы, находить причинно-следственные связи, проводить исследовательскую работу, высказывать свою точку зрения, работать с исторической картой.
  • Ø На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры; желания быть патриотами, стремления к физическому и духовному совершенству и гармония

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Презентация в Power Point, раздаточный материал, учебник.

ТИП УРОКА: творческий урок, комбинированный.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (сообщение темы, целей урока).

2. Мотивация. Вступительное слово учителя.

3. Актуализация знаний и умений.

1. Раздаточный материал (листы с заданием и мини-картинки) по темам: Культура и религия, Повседневная жизнь древних греков, Олимпийские игры.

2. Индивидуальные задания на урок для слабых учеников (карточки с понятиями, названиями – заполняются в течении урока).

4. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы совершим с вами путешествие вместе с греками на территорию Украины. В давние времена греки совершали  далекие путешествия, основывая новые колонии.

- Давайте вспомним, какими были причины колонизации в Древней Греции (слайд 2)

  • в Греции ощущалась острая нехватка земли из-за перенаселения полисов и возникала угроза голода;
  • шла ожесточенная борьба между знатью и демосом, и проигравшая сторона вынуждена была покидать свой полис;
  • шла ожесточенная борьба между знатью и демосом, и проигравшая сторона вынуждена была покидать свой полис.

- А какие же территории облюбовали греки во время своих путешествий (слайд 3)

  • побережье Средиземного моря;
  • побережье Черного моря и Азов (слайд 4)

Греки расселись вокруг моря, как лягушки среди болота (Сократ)

- Где же основывали свои поселения греки, каковы их особенности? Вспомните, и дайте ответ, опираясь на представленную иллюстрацию (слайд 5)

  • греки создавали свои поселения на свободных землях, на берегу моря с удобной бухтой
  • греки укрепляли свои поселения крепостными стенами, опасаясь внешних врагов

- Вспомните, что было основой жизни древнегреческих полисов? Правильно торговля.

- Что же привозили греки в колонии? (слайд 6)

  • оливковое масло, вино
  • изделия ремесла: оружия, посуду, мраморные статуи, вазы.

- А что же вывозили из колоний? (слайд 7)

  • пшеницу, мед
  • рабов
  • шкуры животных
  • скот.

Как вы, наверное, помните, каждое поселение имело свой материнский город или по-другому? (метрополию). Города, основанные греками на побережье Черного моря, тоже имели свои метрополии, рассмотрим три основных: (слайд 8)

  • основателем Ольвии был город Милет, расположенный на п-ове Малая Азия
  • город Херсонес, основала Гераклея, кстати это ее единственная колония
  • Пантикапей – основал тоже город Милет, который был одним из самых плодовитых в создании колоний.

Чем же привлекало Северное Причерноморье? (слайд 9) Рассмотрите иллюстрации греческого побережья и района, где располагалась Ольвия.

  • берег моря с удобной бухтой и плодородной землей

Греки давали интересные названия своим колониям: Ольвия – счастливая, Херсонес – полуостров, Пантикапей – рыбный путь.

- Как вы думаете, что подтолкнуло греков, дать такие названия?

Обратите внимание на реконструкцию греческих городов на побережье Черного моря (слайд 10)

- Что они вам напоминают по своей структуре? Какой вывод можно сделать?

Греки, основывая свои колонии, не забывали и о своих гражданских традициях (слайд 11) Давайте обратимся к вашему учебнику – стр. 178, для ознакомления с текстом присяги жителей Херсонеса.

  • Кому поклонялись жители Херсонеса?
  • Причисляли ли  себя херсонеситы к грекам?
  • Какие из утверждений можно было   бы взять современным украинцам?

Немаловажным для развития греческих колоний, была и  деятельность философов (слайд 12, 13) : Анахарсиса Скифского, Биона Борисфенского

  • Ø Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.
  • Ø Безопасные корабли - это вытащенные на берег.
  • Ø Лучше иметь одного друга настоящего, чем много плохих.
  • Ø Рынок - это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.

Бион

  • Ø Царство красоты может быть уничтожено одним волоском.
  • Ø Великое несчастье - неумение переносить несчастье.
  • Ø Уродливая жена будет тебе наказанием, красивая общим достоянием.
  • Ø Скупцы так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое.
  • Ø Не скупой владеет богатством, а богатство — скупым.
  • Ø Бесполезно в горе рвать волосы — лысиной печаль не излечишь

- Какие из этих изречений на ваш взгляд, можно применить и в современном мире?

Какие черты общегреческой культуры сохраняли греки-колонисты? (слайд 14)

  • керамика
  • архитектура
  • верования
  • демократия

Ольвия, Херсонес, Пантикапей – не были единственными на побережье Черного моря и Азова, давайте посмотрим, какие еще колонии, греки основывали на территории современной Украины (слайд 15-17)

5. Обобщение и систематизация изученного материала.

Исторический диктант.

1. Как греки называли в древности Черное море (Понт Эвскинский)

2. Что в переводе означает Ольвия (счастливая)

3. Какая метрополия стал основательницей Ольвии и Пантикапея? (Милет)

4. Жители, какого города принимали присягу? (Херсонеса)

5. Как греки называли реку Днепр (Борисфен)

Взаимопроверка.

Выставление оценок за урок.

6. Домашнее задание.

п. 37

 

 

Автор- Теменко Олена Вікторівна, вчитель вищої категорії КЗ "ЛНВК загальноосвітня школа-ліцей № 24".

Матеріал складається з конспекту урока для 6 класу за темою "Античні міста-держави в Північному Причорномор*Ї" та презентації до нього.

Останнє оновлення на Четвер, 30 серпня 2012, 10:53  

-----------------------------------------

 

Корисні посилання

Електронні книги - Основа

Adobe Acrobat

Онлайн -перекладач

Онлайн-конвертер pdf файлів в doc

Расширения для Joomla

Як дізналися про наш сайт

Виберіть одну відповідь
 


Авторизація

Пошук

Увага Конкурс!

Інтернет-урок

Подати заявку на конкурс

"Інтернет-урок"

Контакти

Поштова адреса:

«Учительський журнал он-лайн»

ВГ «Основа», вул. Плеханівська, 66, оф. 5, м. Харків, 61001

Адміністратор порталу:

Тел. : (+3057) 731-96-33

e-mail:


© 2022 ТОВ «ВГ «Основа».

© 2014 Вчительський Журнал он-лайн. Всі права захищено.
© 2006-2009 Українська локалізація: Joomla! Україна. Всі права захищено!
Joomla! - безкоштовне програмне забезпечення, яке розповсюджується за ліцензією GNU/GPL.

 

Редакція порталу «Учительський журнал он-лайн» може не поділяти точки зору автора та користувачів порталу, які висловлюються у формі коментарів до статей, повідомлень на форумі тощо.  Автори публікацій відповідають за достовірність фактів, цитат, власних назв і т.п. Матеріали публікуються в авторському варіанті, ілюстрації, пунктуація і лексика авторські. Претензії не приймаються. Матеріали не рецензуються.