Дидактические игры на уроках математики в первом классе
«Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока»
Ш. А. Амоношвили
Успешное обучение первоклассников находится в прямой зависимости от внимательного отношения к детям, от элементов творчества, от тщательной подготовки к каждому уроку.
Ребенок, отправляясь в школу, ждет что-то новое, радостное, интересное, надеется на успех, одобрение учителя. И их ожидания должны оправдаться. В первое время пребывания в школе большинство детей не воспринимают учебную деятельность как учебную, со всеми ее особенностями, правилами и требованиями. Для выполнения учебной деятельности у них еще нет необходимых умений и навыков, не развиты внимание, усидчивость, работоспособность. Учение они воспринимают как новый, более серьезный вид игры, с новыми правилами и результатами. Нельзя представить урок у первоклассников без игры.
Дети очень любят путешествовать, поэтому на уроках я часто провожу игры-путешествия.
Так, в один из дней мы отправляемся на паруснике (выясняем, из каких геометрических фигур состоит он) открывать новые острова — острова цветных цифр (красные — счет от 1 до 10, зеленые— счет от 10 до 1), задачные- жители которых только и делают, что решают задачи. Пробуем и мы решить их. Но что это? Начинается шторм — это разгневался Черномор. Он требует выкупа, мы отгадываем все его загадки. Черномор отпускает нас.
В страну Математики отправляемся на поезде, который составляем сами. Там увидели много интересного: удивительное дерево, на котором растут цифры и арифметические знаки. Нам пришлось расселить их по квартирам. Заглянули в домик, в котором поссорились числа. Помогли им занять свои места. Встретили первого жителя страны — мудреца математики. Он предложил нам решить интересные задачи, посмотрел, как мы пишем в тетрадях.
Попали еще в одну страну. Удивительная и непонятная эта страна. Все здесь странно. Деревья растут вверх корнями, необычные животные выглядывают из-за кустов. Решив правильно задачи и примеры, мы навели порядок в этой стране: правильно посадили деревья и т. д.
В солнечный день мы отправляемся на экскурсию в «Волшебный лес». Вначале мы собираем отряд и даем ему название, затем выясняем количество детей в отряде. В пути с нами происходят необыкновенные приключения. В лесу мы находим грибную поляну, но грибы можно положить в корзинку только тогда, когда правильно решишь пример. Затем попадаем на поляну. Ягоду можно сорвать тогда, когда в пример правильно вставишь пропущенное число. Так же собираем шишки, орехи, цветы. На привале занимаемся зарядкой.
Иногда на уроке использую сюжеты любимых сказок.
С интересом работаю со сказкой «Теремок». Дети ее хорошо знают. Только всем, кто просится пожить в домике, дается задание, например взобраться по числовой лесенке, составить примеры с ответом 2, 3, 4, 5. Дети помогают всем, потому что хотят, чтобы все жили дружно под одной крышей. Работая с детьми над усвоением последовательности чисел, счета предметов, таблиц сложения, предлагаю игры:
Вызванному к доске ученику завязываем глаза. Он берет с наборного полотна цифру. Остальным предлагаю такие задания: счет от данного числа в прямом направлении, счет в обратном, счет через 1, 2 от заданного числа, не называя этого числа, назвать числа большие, меньшие того числа, которое в руке ученика. Отвечающий у доски должен отгадать число.
На доске плакат-аппликация «Дерево» с прорезями. На нем цифры, вырезанные из цветной бумаги. Красные — счет от данного числа в прямом направлении, синие — в обратном, желтые — через 1.
Используя презентации, провожу такую же работу во время игр «Кормушка», «Аквариум», «Елочка» (вешаем самодельные игрушки), «Санки» (зверюшки катаются с горки), «Посадим сад», «Строители» (расставляем пронумерованные домики), «Составление букета».
Планируя проведение игры на уроке, никогда не забываю, что урок — это труд, кропотливая работа. Игра — лишь небольшой элемент урока, который служит достижению главной цели.