Урок природоведения в 4 классе
Тема. Растениеводство в родном крае
Цель: продолжать формировать у учащихся понятие « природа Украины и родного края»; дать представление о растениеводстве родного края; ознакомить с основными отраслями растениеводства; способствовать расширению знаний учащихся о сельскохозяйственных растениях; формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни; развивать интерес к природе, растительному миру; воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям сельскохозяйственного труда
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос
- какую тему изучали на прошлом уроке?
- что такое природное сообщество?
- какие природные сообщества в родном крае мы изучали?
- что такое болото?
- как оно образуется?
- какие особенности имеет мох сфагнум?
- какие растения болот вы знаете?
- какие животные обитают на болотах?
- почему на болотах растительный и животный мир не так разнообразен, как на лугах?
- какие связи между живыми организмами существуют на болотах?
- в каких областях Украины болота и заболоченные места занимают наибольшие площади?
III. Мотивация учебной деятельности
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
IV.Сообщение темы урока
Тема сегодняшнего урока- «Растениеводство в родном крае». На уроке мы узнаем, что такое растениеводство, и познакомимся с основными отраслями растениеводства
V.Первичное восприятие и осознание нового материала
1.Работа по учебнику
1) чтение текста «Растениеводство в родном крае»( с. 161-165)
2) беседа по содержанию
-какие растения называются культурными?
- какое значение для людей имеют культурные растения?
- как вы понимаете выражение сельское хозяйство?
- что такое растениеводство?
- какие условия необходимы для роста и развития культурных растений?
- в каких условиях овощи дают наилучший урожай?
- какое значение имеют овощи и фрукты для людей?
2.Учитель:
Если, дети, вы хотите
Пользу от еды иметь,
Нужно знать, какую пищу
И в какое время суток есть.
- Ребята, в процессе жизнедеятельности человек постоянно совершает работу. Для этой работы нужен строительный материал, который можно получить только в результате питания. Для этого, как вы уже знаете, ребята, очень важно обеспечить поступление в организм необходимых пищевых веществ в нужном количестве и в нужное время.
Правильно организованное питание имеет огромное значение для нормального роста и развития человека, особенно ребёнка. Ведь именно в детстве формируются костная, мышечная, нервная системы; развиваются внутренние органы, укрепляются защитные силы организма.
3.Игра "Что нам дарит еда?"
(работа в парах)
- Перед вами лежат карточки на которых написаны слова. Выберете те слова, которые дают правильный ответ на поставленный вопрос, объясните свой выбор.
Карточки со словами:
Здоровье, сила, болезни, усталость, хорошее настроение, бодрость. Комфорт, вялость, рост, ожирение, раздражение, радость жизни, отсутствие аппетита, выносливость.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, какая еда может излечить человека от болезней?
(Выслушиваются ответы детей.)
4. "Научное исследование". Работа в группах
(Каждой команде раздаются карточки.)
Продукты питания |
Растения |
|
|
Вы должны все вместе провести научное исследование и выяснить, какие были растения в пище, которую вы сегодня ели в течение дня. Чья команда наберёт большее количество названий растений из съеденных продуктов, получает 2 балла, меньшее - 1 балл.
- Ребята, а почему мы болеем?
(Слушаем ответы детей.)
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот-
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь, на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду,
Снова будешь жизни рад!
- Как вы думаете, в этих стихах есть правда, или это шутка?
(Ответы детей.)
Учитель:
- Верно, если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужно идти в аптеку. С помощью правильно подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни.
Чтобы вы всегда были здоровы, что надо чаще и больше употреблять в пищу? (Ответы детей: овощи, фрукты, ягоды.)
Учитель:
- Вы уже догадались, что речь пойдёт сегодня о витаминах, и о том, как правильно питаться, чтобы не болеть. И сейчас мы узнаем, какие фрукты, овощи и ягоды надо больше употреблять в пищу и почему.
Переходим к следующему заданию.
5."Кроссворд"
1. Овощ в ста одёжках. (Капуста.)
2. Сочный заморский фрукт. (Ананас.)
3. Блюдо и растение. (Салат.)
4. Помидор. (Томат.)
5. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)
6. Напиток из фруктов или овощей. (Сок.)
Побеждает та команда, которая быстрее всех разгадает кроссворд и набирает 2 балла.
4. Физкультминутка "Доскажи словечко".
Учитель:
- Ребята, я вам буду описывать съедобный предмет, растение, а вы будете хором называть его и приседать,(если мы едим подземные части), и наоборот, вставать,(если мы едим надземные части этого растения).
Все поняли, что надо делать? Тогда все встали друг против друга по командам, приготовились и :начали.
1. На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый:(кабачок).
2. Хвост зелёный, красная головка,
Это остроносая:(морковка).
3. От частой поливки едва не промокла
Мохнатая тёмно-лиловая :(свёкла).
4. Он красный, как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней:(помидора).
5. Любит расти на воле-
Не в саду, а в чистом поле-
Целой зарослью дремучей.
Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке,
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох,
Называется:(горох).
6. Наш огород в образцовом порядке:
Как на параде, построились грядки.
Словно в защиту ограда вокруг-
Пики зелёные выставил:(лук ).
7. Он совсем не хрупкий,
Прячется в скорлупке.
Заглянешь в середину-
Увидишь сердцевину.
Из плодов он твёрже всех,
Называется:(орех).
8. Он белый, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что за шар это? (Арбуз).
9. Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Держится в земле он крепко.
Что же, дети, это? (Репка).
10. Вырастаю всем на диво,
Высока, стройна, красива.
Прячу в светлые перчатки
Золотистые початки.
Пусть не слаще я арбуза,
Но сытнее- я:(кукуруза).
- Молодцы, сели на свои места.
5.Игра - соревнование между группами: "Экскурсия в поликлинику".
Дети -"врачи"
Учитель - "больной"
- Я буду обращаться к " врачам" (поочерёдно к каждой команде), бросая мяч и задавая вопрос. Команды по очереди отвечают. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
1. Что нужно делать, если в городе эпидемия гриппа? (Есть лук, чеснок),
2. Чем вылечить насморк? (Сок свёклы, моркови, лука закапывать в нос).
3. Какие овощи и фрукты мне нужно употреблять, чтобы не подало зрение?
(Морковь - витамин А, чернику - органические кислоты улучшают зрение).
4. Как бороться с кашлем? (Плоды и листья смородины).
5. Сколько раз в день нужно есть, чтобы режим питания был правильным? (5 раз).
6. Что надо употреблять в пищу каждый день, чтобы быть здоровым? (Овощи, фрукты, ягоды).
6.Рассказ учителя
Испокон веков человек связан с природой неразрывными узами, его окружает богатый и разнообразный мир растений. За долгий период человеческой цивилизации из числа наиболее полезных для него растений образовалась группа так называемых культурных растений, которая в настоящее время насчитывает около 1500 наименований. Многие из них являются жизненно необходимыми для всего населения земного шара, они сопутствуют нам в повседневной жизни, и поэтому кажутся совсем обычными. Мы не задумываемся, откуда родом пшеница и рожь, свекла и капуста, арбуз и огурец и как давно они возделываются человеком. Оказывается, что родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны.
VI.Закрепление и обобщение знаний
Коллективная работа в тетради на печатной основе
VII. Домашнее задание
С. 161-165 . пересказывать, ответить на вопросы
VIII. Итог урока
Что нового узнали на уроке?
Что больше всего запомнилось?
Разработала учитель 1 категории ДОШ №77 г. Донецка Твердохлебова Галина Валерьевна