Вчительський Журнал он-лайн

 

А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

Друк

Тема. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Цели:

- ознакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»;

- работать над выразительностью чтения, развивать речь учащихся, творческое воображение;

- прививать любовь к чтению, воспитывать интерес к литературе.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказке, подсвечник со свечой, карточки с заданиями, презентация на мультимедийной доске

Ход урока:

1.Организационный момент.

 

Прозвенел уже звонок ,

Начинаем мы урок.

 

- Сегодня, ребята, у вас необычный урок: гости, новый учитель, новый материал. Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся гостям, улыбнёмся новому осеннему дню. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю вам успеха и удачи в работе на уроке. А если возникнут затруднения, то я всегда готова прийти к вам на помощь.

2. Актуализация опорных знаний. Постановка темы и цели урока.

Благословен и день, и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.

Музыка продолжается громче. Подсвечник с зажженной свечой ставится к бюсту А.С. Пушкина.

Сегодня на уроке мы зажигаем свечу в честь творческого дара А.С. Пушкина. Я думаю, что дух великого поэта будет нам сегодня  помогать, проникать  в тайны поэтического слова.

Итак, сегодня на уроке речь пойдет об А.С. Пушкине и его творчестве.

- Что вы знаете об этом человеке?

- Откройте книги на с.76. Прочитайте.

- Какое стихотворение А.С. Пушкина об осени мы выучили совсем недавно?(Унылая пора! Очей очарованье!)

- Какие еще стихотворения этого поэта вы знаете?

4. Восприятие и осознание нового материала.

Рассказ учителя. Из биографии А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года на окраине Москвы в семье дворянина.

Начальное домашнее воспитание получил от гувернатов – французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила маленького Сашу писать и читать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту множество замечательных русских сказок.

А. С. Пушкин не писал специально для детей. Однако в круг детского чтения вошли его всемирно известные сказки.

 

Звучит мелодия «В гостях у сказки». Ребята, я предлагаю нам всем окунуться в мир сказки. Вы любите сказки? И я люблю! Сказки любят все: и взрослые, и дети. Почему вы любите сказки? (сказки нас учат, учат понимать, что такое добро и зло) И народная мудрость, выраженная в пословицах подтверждает это.

 

Работа в группах.

Объединитесь 1-2, 3-4 парты в группы, чтобы выполнить задание. Слушайте внимательно. Вам нужно восстановить последовательность слов в пословицах и по одному представителю от каждой группы зачитать их. Договоритесь, кто будет представлять группу. Работайте дружно.

Соблюдайте правила работы в группе:………….

 

Работа в группах. (Раздаются карточки со словами)

Группа 1 «Сказка – это сокровищница народной мудрости».

 

Группа 2 «Сказка - складка: послушать сладко».

 

Группа 3 «Красна сказка складом, а песня-ладом».

 

Группа 4 «Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай».

 

Группа 5 «Сказку слушай, а к присказке прислушивайся».

 

Группа 6 «Сказка - ложь да  в ней намек, добрым молодцам урок».

 

- Пословица – это короткое высказывание с поучительным смыслом.

- Какая общая тема пословиц?

- Чему же нас учат сказки?

 

- Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (сказка о золотом петушке, сказка о рыбаке и рыбке, сказка о мертвой царевне и семи богатырях, сказка о попе и работнике его Балде, сказка о царе Салтане).

 

Всего А.С. Пушкин написал шесть сказок. И еще одна его сказка – «Сказка о медведике» - сохранилась лишь в черновой неоконченной рукописи.

Сегодня мы будем читать отрывки из сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

 

- В тексте нам встретятся вставки прозой. Это говорит о том, что, к сожалению, в нашем учебнике не вся сказка, а лишь отрывки.

Но вы можете в домашней или школьной библиотеке взять книгу и насладиться пушкинским словом, прочитав всю сказку.

 

4. Восприятие и осознание нового материала.

- Ребята, давайте вспомним, как начинается эта сказка. Я буду читать, а вы хором слова добавлять.

Три девицы под окном
Пряли поздно (вечерком.)
«Кабы я была царица, —
Говорит одна (девица), —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я (пир)».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее (сестрица), —
То на весь бы мир одна
Наткала я (полотна)».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила (сестрица), —
Я б для батюшки-царя
Родила (богатыря)».

 

4.1. Словарная работа

- Далее в тексте нам встретятся старинные слова. Давайте объясним их смысл:

Чародей – колдун, волшебник

Горькая – здесь: несчастная

Снурок – шнурок

Зыбь – легкая рябь на воде

Клёв – клюв

Град – город

Брег – берег

 

4.2. Чтение отрывков попеременно учителя и детей (с.76 – 82)

-Ребята, давайте читать так: я начну, но в какой-то момент остановлюсь, а кто-то из вас продолжит…

 

После первой части физкультпауза: изобразите волны.

После второй части – мальчики встают – натягивают лук.

После третьей части девочки изображают летящую царевну Лебедь.

 

4.3. Беседа по содержанию

- Какая беда случилась с царицей и ее сыном?

- Кто оклеветал царицу перед царём Салтаном?

- Как освободились из бочки царица с царевичем?

- Что увидел царевич на море?

- Кто напал на лебедь?

- Что сделал царевич?

- Как Царевна-Лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?

- Как царь Салтан узнал о царстве Гвидона?

- О каких трех чудесах поведали Салтану купцы?

- Чем заканчивается сказка?

 

5. Закрепление и осмысление знаний

 

5.1. Выборочное чтение

 

- Рассмотрите иллюстрации. Найдите и прочитайте в тексте отрывки, которые подходят к этим иллюстрациям.

 

- Назовите главных героев сказки (ткачиха, повариха, Бабариха, царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, чародей-коршун)

 

- Представьте, ребята, что вы актеры театра. Чью роль вы бы хотели сыграть? Почему она вам близка?

- Как вы думаете, роль отрицательного героя сложно исполнять? Но настоящий актер не боится отрицательных ролей, потому что передать характер персонажа, вжиться в роль, при этом оставаться самим собой – это всегда и сложно, и интересно.

 

5.2.  Инсценирование отрывка «Три девицы и царь Гвидон».

Детям раздаются слова, девочки – «девицы»  надевают кокошники, мальчик – «царь» надевает корону. Актеры читают свои слова, стараясь голосом, мимикой, жестами выразить характер действующего лица.

 

- Многие произведения Пушкина экранизированы. По сказке о царе Салтане создан мультфильм. А русский композитор Николай Андреевич Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта написал оперу «Сказка о царе Салтане».

 

- Какой отрывок из сказки вы бы хотели проиллюстрировать?

7. Итог

- Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина.
Сказки… Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.
Урок заканчивается. Но не гаснут свечи памяти, как никогда не погаснут в наших сердцах строки А.С.Пушкина. Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.
Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное - любите Пушкина!

Огонь опять горит — то яркий свет лиет,

То тлеет медленно — а я пред ним читаю,

Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир, и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем

И пробуждается поэзия во мне.

 

Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, за прекрасные ответы. Все вы достойны наивысшей похвалы и самого высокого балла.

 

-----------------------------------------

 

Корисні посилання

Електронні книги - Основа

Adobe Acrobat

Онлайн -перекладач

Онлайн-конвертер pdf файлів в doc

Расширения для Joomla

Як дізналися про наш сайт

Виберіть одну відповідь
 


Авторизація

Пошук

Увага Конкурс!

Інтернет-урок

Подати заявку на конкурс

"Інтернет-урок"

Контакти

Поштова адреса:

«Учительський журнал он-лайн»

ВГ «Основа», вул. Плеханівська, 66, оф. 5, м. Харків, 61001

Адміністратор порталу:

Тел. : (+3057) 731-96-33

e-mail:


© 2022 ТОВ «ВГ «Основа».

© 2014 Вчительський Журнал он-лайн. Всі права захищено.
© 2006-2009 Українська локалізація: Joomla! Україна. Всі права захищено!
Joomla! - безкоштовне програмне забезпечення, яке розповсюджується за ліцензією GNU/GPL.

 

Редакція порталу «Учительський журнал он-лайн» може не поділяти точки зору автора та користувачів порталу, які висловлюються у формі коментарів до статей, повідомлень на форумі тощо.  Автори публікацій відповідають за достовірність фактів, цитат, власних назв і т.п. Матеріали публікуються в авторському варіанті, ілюстрації, пунктуація і лексика авторські. Претензії не приймаються. Матеріали не рецензуються.