Тема. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Цели:
- ознакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»;
- работать над выразительностью чтения, развивать речь учащихся, творческое воображение;
- прививать любовь к чтению, воспитывать интерес к литературе.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к сказке, подсвечник со свечой, карточки с заданиями, презентация на мультимедийной доске
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел уже звонок ,
Начинаем мы урок.
- Сегодня, ребята, у вас необычный урок: гости, новый учитель, новый материал. Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся гостям, улыбнёмся новому осеннему дню. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю вам успеха и удачи в работе на уроке. А если возникнут затруднения, то я всегда готова прийти к вам на помощь.
2. Актуализация опорных знаний. Постановка темы и цели урока.
Благословен и день, и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Музыка продолжается громче. Подсвечник с зажженной свечой ставится к бюсту А.С. Пушкина.
Сегодня на уроке мы зажигаем свечу в честь творческого дара А.С. Пушкина. Я думаю, что дух великого поэта будет нам сегодня помогать, проникать в тайны поэтического слова.
Итак, сегодня на уроке речь пойдет об А.С. Пушкине и его творчестве.
- Что вы знаете об этом человеке?
- Откройте книги на с.76. Прочитайте.
- Какое стихотворение А.С. Пушкина об осени мы выучили совсем недавно?(Унылая пора! Очей очарованье!)
- Какие еще стихотворения этого поэта вы знаете?
4. Восприятие и осознание нового материала.
Рассказ учителя. Из биографии А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года на окраине Москвы в семье дворянина.
Начальное домашнее воспитание получил от гувернатов – французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила маленького Сашу писать и читать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту множество замечательных русских сказок.
А. С. Пушкин не писал специально для детей. Однако в круг детского чтения вошли его всемирно известные сказки.
Звучит мелодия «В гостях у сказки». Ребята, я предлагаю нам всем окунуться в мир сказки. Вы любите сказки? И я люблю! Сказки любят все: и взрослые, и дети. Почему вы любите сказки? (сказки нас учат, учат понимать, что такое добро и зло) И народная мудрость, выраженная в пословицах подтверждает это.
Работа в группах.
Объединитесь 1-2, 3-4 парты в группы, чтобы выполнить задание. Слушайте внимательно. Вам нужно восстановить последовательность слов в пословицах и по одному представителю от каждой группы зачитать их. Договоритесь, кто будет представлять группу. Работайте дружно.
Соблюдайте правила работы в группе:………….
Работа в группах. (Раздаются карточки со словами)
Группа 1 «Сказка – это сокровищница народной мудрости».
Группа 2 «Сказка - складка: послушать сладко».
Группа 3 «Красна сказка складом, а песня-ладом».
Группа 4 «Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай».
Группа 5 «Сказку слушай, а к присказке прислушивайся».
Группа 6 «Сказка - ложь да в ней намек, добрым молодцам урок».
- Пословица – это короткое высказывание с поучительным смыслом.
- Какая общая тема пословиц?
- Чему же нас учат сказки?
- Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (сказка о золотом петушке, сказка о рыбаке и рыбке, сказка о мертвой царевне и семи богатырях, сказка о попе и работнике его Балде, сказка о царе Салтане).
Всего А.С. Пушкин написал шесть сказок. И еще одна его сказка – «Сказка о медведике» - сохранилась лишь в черновой неоконченной рукописи.
Сегодня мы будем читать отрывки из сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
- В тексте нам встретятся вставки прозой. Это говорит о том, что, к сожалению, в нашем учебнике не вся сказка, а лишь отрывки.
Но вы можете в домашней или школьной библиотеке взять книгу и насладиться пушкинским словом, прочитав всю сказку.
4. Восприятие и осознание нового материала.
- Ребята, давайте вспомним, как начинается эта сказка. Я буду читать, а вы хором слова добавлять.
Три девицы под окном
Пряли поздно (вечерком.)
«Кабы я была царица, —
Говорит одна (девица), —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я (пир)».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее (сестрица), —
То на весь бы мир одна
Наткала я (полотна)».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила (сестрица), —
Я б для батюшки-царя
Родила (богатыря)».
4.1. Словарная работа
- Далее в тексте нам встретятся старинные слова. Давайте объясним их смысл:
Чародей – колдун, волшебник
Горькая – здесь: несчастная
Снурок – шнурок
Зыбь – легкая рябь на воде
Клёв – клюв
Град – город
Брег – берег
4.2. Чтение отрывков попеременно учителя и детей (с.76 – 82)
-Ребята, давайте читать так: я начну, но в какой-то момент остановлюсь, а кто-то из вас продолжит…
После первой части физкультпауза: изобразите волны.
После второй части – мальчики встают – натягивают лук.
После третьей части девочки изображают летящую царевну Лебедь.
4.3. Беседа по содержанию
- Какая беда случилась с царицей и ее сыном?
- Кто оклеветал царицу перед царём Салтаном?
- Как освободились из бочки царица с царевичем?
- Что увидел царевич на море?
- Кто напал на лебедь?
- Что сделал царевич?
- Как Царевна-Лебедь отблагодарила царевича за свое спасение?
- Как царь Салтан узнал о царстве Гвидона?
- О каких трех чудесах поведали Салтану купцы?
- Чем заканчивается сказка?
5. Закрепление и осмысление знаний
5.1. Выборочное чтение
- Рассмотрите иллюстрации. Найдите и прочитайте в тексте отрывки, которые подходят к этим иллюстрациям.
- Назовите главных героев сказки (ткачиха, повариха, Бабариха, царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, чародей-коршун)
- Представьте, ребята, что вы актеры театра. Чью роль вы бы хотели сыграть? Почему она вам близка?
- Как вы думаете, роль отрицательного героя сложно исполнять? Но настоящий актер не боится отрицательных ролей, потому что передать характер персонажа, вжиться в роль, при этом оставаться самим собой – это всегда и сложно, и интересно.
5.2. Инсценирование отрывка «Три девицы и царь Гвидон».
Детям раздаются слова, девочки – «девицы» надевают кокошники, мальчик – «царь» надевает корону. Актеры читают свои слова, стараясь голосом, мимикой, жестами выразить характер действующего лица.
- Многие произведения Пушкина экранизированы. По сказке о царе Салтане создан мультфильм. А русский композитор Николай Андреевич Корсаков, восхищённый сказкой и в честь 100-летия со дня рождения поэта написал оперу «Сказка о царе Салтане».
- Какой отрывок из сказки вы бы хотели проиллюстрировать?
7. Итог
- Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А.С.Пушкина.
Сказки… Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.
Урок заканчивается. Но не гаснут свечи памяти, как никогда не погаснут в наших сердцах строки А.С.Пушкина. Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.
Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное - любите Пушкина!
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю,
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем
И пробуждается поэзия во мне.
Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, за прекрасные ответы. Все вы достойны наивысшей похвалы и самого высокого балла.