Урок обучения грамоте
в 1-Б классе
21.11.2013 г. Учитель: Мущинская Е.А.
Тема. Звуки [т], [т'], буквы Тт.
Цель: ознакомить с буквами Тт и звуками, которые они обозначают, продолжать формировать умение читать прямые и обратные слоги и слова с выученными буквами; развивать творческие способности, речевые умения; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: игрушка или рисунок с изображением котенка, кассы букв, предметные картинки (кот, кит, бегемот, енот), счетные палочки, шнурок, демонстрационные буквы Тт.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Повторение изученных звуков и букв.
Игра «Помоги котенку».
Учитель показывает изображение котенка или игрушку.
Котенок, который пришел к нам на урок, кого-то ищет. Если мы правильно назовем звуки, составим из них слово и запишем его, то узнаем, кого ищет котенок. Первый звук в этом слове такой же, как последний в слове САМ второй звук такой же, как второй в слове МАША, третий звук такой же, как первый в слове МЫШКА, а четвертый такой же, как второй в слове КУРИЦА.
Дети называют слово МАМУ, выкладывают его из букв и читают. Затем учитель выставляет картинки с изображением бегемота, енота, кошки и кита, а дети называют маму котенка, составляя предложение: «У котенка мама кошка». Схему предложения записывают в тетрадь.
Игра «Один — много».
— Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов.
Кот — коты, кит — киты, енот — еноты, бегемот — бегемоты.
Дети делят слова на слоги (берутся только имена существительные во множественном числе) и замечают, что во всех словах есть слог ТЫ.
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся со звуками [т], [т'] и буквами Тт.
IV. Изучение нового материала.
Работа со звуками [т], [т'].
— Послушайте стихотворение. О чем в нем говорится?
Песенка дубовых сеянцев
Ты росток,
И я росток.
Раз — листок,
И два — листок.
Подрастем еще чуток,
И — чего же проще! —
Ты — дубок,
И я дубок.
Я — дубок;
И ты — дубок,
Станем рядом бок о бок,
Вот и будет роща!
(И. Токмакова)
— О чем говорят дубовые сеянцы?
— Когда и как появится рощица? (Если я и ты, если все мы посадим по деревцу.)
— Назовите звуки в слове МЫ. Прокричите это слово. Какой из звуков гласный?
— В каких словах встречается этот звук?
Учитель называет слова Я, ТЫ, ОН, ОНА, МЫ, ВЫ, ОНИ.
Дети, услышав звук [ы], хлопают в ладоши.
— Произнесите слово ТЫ. Из каких звуков оно состоит?
— Четко проговорите звук [т]. Как при этом работают язык, зубы
и губы? (Язык сначала прижат к верхним зубам, а потом резко отрывается. Губы и зубы при этом немного приоткрыты, образуют
щель.)
— Послушайте еще раз стихотворение о дубовых сеянцах и запомните слова с согласным звуком [т]. (Ты, росток, листок, чуток, станем, вот, будет.)
— Что должны сделать сеянцы, чтобы стать рощицей? (Подрасти.)
— Разделите слово ПОДРАСТИ на слоги. Назовите третий слог. Произнесите отдельно звуки этого слога.
— Послушайте, как вы произносите звук [V]. Сравните его со звуком [т]. Что в них общего? Чем они отличаются?
— Послушайте еще одно стихотворение. О чем говорят Дождик и старая ива?
- Восемь — у дороги,
Девять — на лугу...
- Что ты, Дождь, считаешь,
Может, помогу?
- Тороплюсь ромашки
Все пересчитать,
Десять — на опушке,
Под осиной — пять...
Ну как просчитаюсь,
Долго ль до беды!
Вдруг на всех не хватит
У меня воды!
(И. Токмакова)
— О чем беспокоится Дождик? Давайте поможем ему посчитать ромашки.
Учитель выставляет на наборное полотно десять ромашек, дети хором их считают.
— Пересчитайте еще раз. В названиях каких чисел вам встретились звуки [т], [т']? ([т]: три, четыре; [т']: пять, шесть, девять, десять.)
— Хватит ли Дождику воды для всех цветов?
— Разделите слово ХВАТИТ на слоги. Назовите согласные звуки второго слога. Охарактеризуйте их. (Два согласных звука: мягкий [т'] и твердый [т].)
— Послушайте отрывок из стихотворения о дождике. Запомните слова, в которых есть гласный звук [ы], твердый согласный [т], мягкий согласный [т']. (Задание выполняется выборочно, по рядам или вариантам.)
Звук [ы]: беды, воды.
Звук [т]: просчитаюсь, хватит.
Звук [т']: хватит.
2. Знакомство с буквами Тт.
— Два согласных звука, твердый [т] и мягкий [т'], обозначаются буквой Т.
— Рассмотрите буквы. Из скольких элементов они состоят?
— Выложите две одинаковые буквы Т из счетных палочек. «Превратите» их в букву М. Что для этого нужно сделать?
— Выложите из палочек букву У. Переконструируйте ее в букву Т.
После конструирования дети печатают выученные буквы в тетради.
3. Закрепление изученных букв щ, Тт.
1 ) — Откройте букварь рассмотрите буквы и рисунки в верхней части страницы.
— В названиях каких рисунков слышатся звуки [т], [т']?
— В каких словах есть звуки [т], [т']? (Тополь, труба, дети, пять.)
— В каком рисунке «спряталась» буква Т? (Дом с широкой крышей.)
— Найдите все буквы т. Какого они цвета, размера? Сколько их?
4. Чтение слогов и слов с изученными буквами.
— Рассмотрите записи в нижней части. Поработайте в парах: один из вас должен прочитать по лучевой схеме слоги с буквой Т, а другой — с буквой М.
— Найдите прочитанные слоги в столбиках. Прочитайте их. Назовите слова, в которых есть эти слоги (ты — тыква, та — Таня и т. д.). I
— В последнем столбике напечатаны слова. Сначала прочитайте в них подчеркнутые слоги, а затем все слово.
— Каких букв не хватает в двух последних словах?
5. Чтение предложений с изученными буквами.
6. Развитие речи учащихся.
Как хорошо чувствует себя человек среди деревьев в лесу, когда греет теплое ласковое солнце, тихо журчит ручеек, щебечут птицы!
— Что должен делать человек, чтобы чувствовать себя частью природы, чтобы эта красота не исчезла, оставалась с нами всегда?
Дети рассуждают о бережном отношении к природе, о том, что с ней нужно дружить.
— Послушайте загадку. О каком друге в ней говорится?
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший —
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
(Дерево, лес)
После отгадывания и анализа загадки дети заучивают ее со слов учителя.
IV. Итог урока.
— С какими буквами познакомились на уроке?
— Какие звуки обозначают эти буквы?
— Чем больше всего понравилось заниматься?