Вчительський Журнал он-лайн

 

Интегрированный урок "Встреча зимы"

Друк

Конкурсный урок «Учитель года-2007»

 

(I-место в городе)

 

Интегрированный урок

« Встреча зимы»

Тема:  “ И. С. Никитин “ Встреча зимы “. Растения зимой.    Симметричное вырезание.     ”Снежинка “.

(чтение, «Я и Украина», труд)

2 класс с русским языком обучения

Из опыта работы учителя начальных классов

Сытник Ирины Григорьевны.

Общеобразовательная школа I-III ступеней №1

Кировского городского совета Донецкой области

 

 

 

 

Цель. Познакомить детей с жизнью и творчеством И.Никитина в доступной форме; выявить изменения, которые произошли в неживой природе, в жизни растений; совершенствовать технику чтения, выразительность; обогащать словарный запас учащихся с помощью интересных заданий; учить симметричному вырезыванию, вырезать снежинку; обеспечить условия для формирования позитивных эмоций;   способствовать развитию у детей эстетического восприятия, познавательного интереса; развивать творческие способности, логическое и образное мышление, наблюдательность; воспитывать любовь к природе, трудолюбие.

Оборудование. Карточки для игры  «Интрига», «Светофор»,«Узелки»,«Ледокол» «Пирамиды», карточки с пословицами, поговорками, проигрыватель грампластинок, пластинка со стихотворением «Встреча зимы», с музыкальными произведениями П.И. Чайковского «Времена года», портрет И.С. Никитина, шарада «Снежинка», технологическая карта изготовления снежинок, учебник Поповой Т.Д., Лапшина И.М. Книга по чтению. 2 класс. Ч.1.-к., Освіта, 2002рік, тетрадь на печатной основе С. В. Басовой. Чтение 2 класс. Ч.1.- Х.: Країна мрій, 2006 год, иллюстрации зимних пейзажей

Тип урока: интегрированный,  комбинированный.

  1. I. Организационный момент.

Начинаем наш урок.

Рот быстрее на замок !

Думай больше, отвечай,

В мир открытий поспешай!

 

  1. II. Сообщение темы и цели урока.

Для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на уроке выполним упражнение «Интрига»

( на доске буквы)

ЗИЛ-Л-МУ-У+КРА-КР

(зима)

-Да, мы начинаем  изучать большую тему: :”Здравствуй, гостья – зима!”

Сегодня у нас урок природы и поэзии. Он откроет нам удивительный и прекрасный мир. Это мир родной природы, мир красоты родной земли, воплащенный в поэтическом слове.

Распахните свои сердца навстречу прекрасному, ощутите, что такое красота, добро, а поэзия природы станет другом на всю жизнь.

Разве  не прекрасна она?

  1. III. Актуализация знаний.

1.Работа с  загадкой.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица – белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

-Что это за царица?

-Какая  она?

-Что же это за тройка?

(декабрь, январь, февраль)

2. Работа с пословицами

-Давай вспомним пословицы

о зимних месяцах.

(Декабрь год кончает, зиму начинает, Январь- году начало, зиме- середина, Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый)

-Опираясь на эти пословицы и на ваши личные наблюдения, скажите, что вы знаете о зиме?

3.«Мозговой штурм»

IV. Восприятие и осознание нового материала.

1. Знакомство со стихотворением И.С Никитина «Встреча зимы»

-Мы рассказали о том, как мы видим зиму. А как же видят зиму другие люди? Например, поэты.

-         Сейчас мы познакомимся со стихотворением Ивана Саввича Никитина «Встреча зимы». А послушаем его в грамзаписи мастера художественного слова.

/Слушание стихотворения  Никитина «Встреча зимы» в грамзаписи/

-Из чего видно, что поэт любит зиму?

-         Так о встрече зимы мог написать человек, горячо любящий природу, знающий её тайны.

2. Сообщение заранее подготовленного учащегося о И.С Никитине.

(на доске   портрет И..Никитина).

Иван Саввич Никитин родился почти 180 лет назад в семье воронежского мещанина. С ранних лет будущий поэт подружился с природой. Дом его отца стоял в живописном месте. В душу ребенка навсегда  вошла несказанная  прелесть родных воронежских пейзажей.

Никитин всего несколько лет учился в   школе. Закончить образование ему не удалось- надо было самому зарабатывать на жизнь, помогать семье. Но он  много читал и еще в школе начал писать стихи.

Учитель:

-Как вы думаете, почему Никитин особенно хорошо описывал природу?

-Какая строчка стихотворения вам больше всего понравилась?

3. «Жужжащее» чтение отрывка стихотворения «Встреча зимы»

4. Выборочное чтение

-Как в первом четверостишии поэт называет снег? С чем он его сравнивает?

-         Прочитайте, каков воздух?

-         Что сказано о снеге в третьем  четверостишии?

-         Найдите и зачитайте, как смотрит лес?

5. Работа в тетради на печатной основе «Чтение 2 класс» С.В. Басовой (стр.55 Упр № 1,2)

№1Соедини слова (из стихотворения «Встреча зимы»)

пушок                              осенняя

грязь                                 белый

воздух                              бездонный

простор                            легок

№2Соедини слова, которые рифмуются

пушок       снежок

кудрей       огнем           полотном

6. Чтение стихотворения способом «сложения»

7. Работа по подготовке к выразительному чтению

а) «Пирамиды слов» /работа в парах по карточкам/

пу . шок

сне . жок

воз . дух

дво . рах

куд . рей

-         Откуда взяты слова?

б) Игра «Светофор»

-         Ребята на уроке русского языка мы с вами выполняли упражнение «Светофор». Кто из вас догадался, откуда  взяты слова к этой игре? / Тоже из стихотворения «Встреча зимы»/

Карточка со словами /по методике М. Ганькиной/

Перестал

Осеннюю

Замерзла

Разноцветными

Безлюдный

Побелевший

(Слова разукрасили в три цвета  на уроке русского языка. Первый слог- красный цвет, последний слог- зеленый, остальная часть слова- желтый)

-         Давайте отправимся в поход «Светофором». Итак, сначала пробежим красной дорожкой.

-         Идем по зеленой

-         Спешим по желтой.

-         Кто прочтет все слова?

8. Выразительное чтение стихотворения .

-А теперь, когда мы поработали над всеми словами. Давайте попробуем выразительно прочесть отрывок из стихотворения «Встреча зимы»

/Выразительное чтение стихотворения учащимися/

Физминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять,

надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал-

Зайка прыг и ускакал

 

V.Закрепление и осмысление знаний.

  1. 1. Беседа об изменениях в природе.

– Ребята, а как изменяются зайчишки с приходом зимы?

-         А почему меняют цвет своей «шубки»?

-         С приходом зимы изменяется природа.   Мы с вами были на экскурсии и наблюдали за этим.

-         Как изменилась природа?

-         Когда по календарю началась зима?

-         А ученые считают, что начало зимы – 22 декабря  - день зимнего солнцестояния с самым коротким днем и самой длинной ночью. Природа засыпает. Растения зимой не растут.

  1. 2. Отчет научно-исследовательской группы.

-         Наша научно-исследовательная группа  провела несколько опытов и подготовила  отчет по проблемному вопросу:

«Что деревья делают зимой?»

(выступают учащиеся)

1 ученик. Мы с родителями провели несколько опытов и решили, что деревья не умирают.     Мы провели опыт и увидели, что раствор соли и сахара,  он по  составу близок к древесному, замерзает намного позже, чем чистая вода. Значит, древесные соки могут замерзнуть только при очень низких температурах.

2 ученик. Зимой деревья спят. Это очень легко проверить. Мы срезали веточку и поставили в воду. Наша веточка никак не хочет распускаться, спит.

3 ученик. Снежный покров – это настоящее спасение для всех растений в лютые морозы. Мы провели опыт: поставил одну баночку с водой на снежный покров, а другую – внутри снежного покрова, на самую землю. Через два часа, вода, которая стояла на снегу, замерзла.   А из снега мы вытащили банку с не замерзшей водой. Значит, чем толще слой снег, тем теплее будет корням растений и деревьев.

Учитель: -  Что же деревья делают зимой? Какую роль играет снежный покров? (ответы детей). Действительно, очень тяжело пришлось бы растениям  без снега. Снег – это зимнее чудо. Вся природа ждет его выпадения! А как любят снег все дети!

  1. 3. Упражнение «Надежда»

-         Какие вам надежды принес первый снег?

  1. 4. Слушание отрывков из сочинений

-         Мелькает, кружится и вьется как лебяжий пух, снежок!

Будто там, на заоблачных лугах отцвели и осыпаются белые одуванчики. А какие красивые слова родились у вас, когда мы описывали первый снег? Зачитайте мне отрывки из своих сочинений о первом снеге. Это было вашим творческим домашним заданием.

/Дети зачитывают отрывки сочинений/

-         С первым снегом зима приносит нам много радости и веселья. Посмотрите, Чип и Дейл  уже играют.

-         В какую игру они играют?

/на доске сказочные герои/

Чип                     ж   е   с  н   и   к Дейл

(В снежки)

5. Конкурс «Скороговорка»

-         Мы тоже сейчас поиграем, чтоб не замерзнуть. Кто лучше расскажет скороговорку?

Зимой поле белое –

Промерзлое, заледенелое».

(Подведение итогов. Награждение победителей).

VI.Систематизация знаний.

Работа в группах

-         Мы сегодня  всё время говорим о зиме. Давайте попробуем рассказать о ней больше, обобщить то, что уже знаем.

(Деление класса на группы по форме снежинок)

-Каждая группа выберите себе лидера, командира

-         Лидер получает название группы, задание, инструкцию по выполнению задания.

(также лидер получает бейджик со словом «Лидер»)

 

«Архитекторы»

В мире кто-то всё построил.

Вот и мы построим дом.

Дружно в нём все заживём!

Инструкция:

Постройте дом ассоциаций под названием «Зима»

Д.з. Составьте кроссворд по теме «Зима».

«Переводчики»

Гости будут приходить

В домик наш прелестный,

А щоб з ними розмовляти

Треба мови нам вивчати.

Инструкция: Переведите рассказ «Зима» с украинского на русский язык.

Прийшла зима й засипала снігом поля і ліси, міста і села. Прийшов Дід Мороз і закував кригою річки, ставки і озера. Поглянеш – дахи білі, земля біла, небо сіре, а з неба сніг, як крупа манна сиплеться. Хоч і холодно, але полюбили  Зиму люди за її красу незрівнянну...

Д.з.  Выучить стихи о зиме на украинском языке.

«Этнографы»

Традиции народа, будем чтить ,

Чтоб душу красотой обогатить.

Инструкция: Закончить пословицы.

Пословицы :

-         Мороз ленивого за нос хватает, а… (перед проворным шапку снимает)

-         Береги нос в… (сильный мороз)

-         Снег глубок – и …( хлеб хорош)

-         Лес зимой - …( второй тулуп)

-         Зимой тепла, как у… (нищего добра).

-         Первый снег – как…(лебяжий пух).

-         Зимой солнце светит, но…(не греет).

Д.з. Найти в библиотеке информацию и рассказать о зимних праздниках: дне Святого Николая, Рождестве, Новом годе, Крещении.

«Эрудиты»

Ледяные горки встретятся зимой,

Ну и что же делать будем мы с тобой?

Умный в гору не пойдёт,

Умный гору обойдёт.

Инструкция:  Посмотрите на карточку и прочитайте на них слова. Это явления природы, которые бывают зимой. (Зачеркнуть ненужные буквы).

Д.з. Подобрать цепочку образных слов о зиме.

«Узелки»

о к л т ё ж д (лёд)

а м о к р о л х з (мороз)

т и в ф н л е ь й (иней)

м г а е д т е я л ф ь (метель)

к о ж т т н е л к п щ е ф л я ь (оттепель)

«Синоптики»

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода благодать.

Инструкция:

Соедини части народных примет:

Шумит зимой лес                                              жди суровой зимы

Иней на деревьях                                             к морозу

Осенью листопад  пришел скоро                       ожидай оттепели

Дрова горят с треском-                                     туман к оттепели

Кошка клубком                                                 днем снег не выпадет

Воробьи дружно зимой расчирикались               к оттепели

Если ночью был иней                             будет мороз

Д.з. Подготовить сообщение по теме «Виды метелей».

«Поэты»

Напишем много мы стихов –

Прославим зиму!

Пускай побудет без грехов,

Покажет силу.

Инструкция:

Подбери к каждой букве слова  ЗИМУШКА, признаки, которые её характеризуют.

«Ледокол»

з – злая

и – интересная

м – мягкая

у – удивительная

ш – шаловливая

к – красивая

а – ажурная

Д.з. Найти и научиться выразительно читать стихотворение И. Никитина  «Встреча зимы».

«Прокуроры»

На природу нет суда, нет управы,

Неужели и зима будет без расправы?                     

Инструкция:

Предъяви обвинения зиме.

Д.з. Составьте инструкцию о правилах поведения на проезжей части во время гололёда.

-         Сначала давайте повторим правила работы в группе

  • Внимательно слушать задание – инструкцию.
  • Работать так , что бы не мешать другим.
  • Выслушивать мнение каждого члена группы.
  • Придерживаться правила поднятой руки.
  • Давать возможность презентовать исследования всем членам группы.

-         А для того, чтобы  вам легче  работалось у нас в классе есть куда посмотреть. Это выставка рисунков, иллюстрации на доске, а работать мы будем под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь».

/работа в группах/

2. Презентация групповых работ. (Последние выступают «прокуроры», в роли «адвокатов» - остальные дети класса).

ІV.  Подведение итогов.

-         Обвинять и оправдывать зиму можно до бесконечности. Но поднимите руку те, кто её ждет и любит. (Дети поднимают руки)

-         А чего вы ждете больше всего? (снега)

-         Вот и я люблю, чтобы зима была обязательно со снегом.

Посмотрите этот кроссворд и скажите, какое слово в нем зашифровано? (из первых букв, названий предметов, дети составляют слово снежинка)

-         Сейчас мы с вами вырежем снежинку, опираясь на технологическую  карту.

/на доске технологическая карта/

Этапы роботы:

1.Возьми лист бумаги

2. Согни его по диагонали

3. Треугольник, который  получился согни вдвое, а потом еще вдвое.

4.Нанеси карандашом узор.

5.Вырезай лучики снежинки по контуру.

  1. Помни о технике безопасности при работе с ножницами: не размахивай ими ,не подноси к лицу.

-         Ребята, вложите в эти снежинки все свои знания о зиме, все услышанное на уроке, все чувства, ощущения, которые охватили вас с приходом зимы.

/вырезание снежинок/

-         Положите снежинку на руку и расскажите ей, что   вам сегодня понравилось на уроке?   (Слушание детей)

-         А теперь отпустите. Пусть снег запорошит и наш класс.

  1. VIII. Анонс следующего урока.

-   Как хорошо на снегу видно этого снегиря, который к нам прилетел. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.

Послушаем его.

Снегирь: Ни зерен, ни травинок –

Мороз трещит в лесах…

Иголки тонких льдинок

Белеют на кустах.

-         Ребята, судя по словам снегиря, о чем пойдет речь на следующем нашем уроке?

Спасибо вам за работу, вы сегодня меня порадовали, как радует первый снег.  Я дарю вам снежинки, наполненные моей любовью, пусть  эта любовь согреет ваши сердечки.

Вкладення:
Скачать этот файл (Интегрированный урок.doc)Интегрированный урок.doc [ ] 85 Kb
Останнє оновлення на Вівторок, 16 листопада 2010, 13:40  

-----------------------------------------

 

Корисні посилання

Електронні книги - Основа

Adobe Acrobat

Онлайн -перекладач

Онлайн-конвертер pdf файлів в doc

Расширения для Joomla

Як дізналися про наш сайт

Виберіть одну відповідь
 


Авторизація

Пошук

Увага Конкурс!

Інтернет-урок

Подати заявку на конкурс

"Інтернет-урок"

Контакти

Поштова адреса:

«Учительський журнал он-лайн»

ВГ «Основа», вул. Плеханівська, 66, оф. 5, м. Харків, 61001

Адміністратор порталу:

Тел. : (+3057) 731-96-33

e-mail:


© 2022 ТОВ «ВГ «Основа».

© 2014 Вчительський Журнал он-лайн. Всі права захищено.
© 2006-2009 Українська локалізація: Joomla! Україна. Всі права захищено!
Joomla! - безкоштовне програмне забезпечення, яке розповсюджується за ліцензією GNU/GPL.

 

Редакція порталу «Учительський журнал он-лайн» може не поділяти точки зору автора та користувачів порталу, які висловлюються у формі коментарів до статей, повідомлень на форумі тощо.  Автори публікацій відповідають за достовірність фактів, цитат, власних назв і т.п. Матеріали публікуються в авторському варіанті, ілюстрації, пунктуація і лексика авторські. Претензії не приймаються. Матеріали не рецензуються.