Вчительський Журнал он-лайн

 

Урок з природознавства "Південний берег Криму", 4 клас

Друк

Цель: рассказать учащимся о Южном береге Крыма как своеобразной зоне Украины, его месторасположении, климате, формировать представление о разнообразии растительного и животного мира и его сохранении; дать понятие о Крыме как всеукраинской здравнице; развивать мышление, речь, воображение, внимание, правильное представление об окружающем мире, обеспечить собственную активность учащихся, развивать умение перерабатывать информацию для получения определённого продукта;  воспитывать любовь к природе Украины, её богатствам, экологическую  культуру.

Оборудование: карта природных зон Украины, мультимедийные презентации, иллюстрации с изображением растений и животных, занесённых в Красную книгу Украины, гербарий, видеоматериал, карточки для работы в группах.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: нестандартный урок – телепередача

 

Ход урока

І. Организация класса. (1 мин.)

- Здравствуйте! Я собрала вас сегодня, чтобы сообщить о том, что наш телеканал начинает цикл телепередач о живописных уголках Украины. Нам предстоит очень серьёзная, кропотливая и интересная работа. Лучшие творческие проекты и лучшие отделы будут награждены.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

- А сейчас в телецентре заканчивается выпуск «Новостей», и я прошу ведущих «Прогноза погоды» приготовится к выходу в эфир.

 

  1. 1. Игра «Прогноз погоды» (1 мин.)

Сегодня 26 января на территории Кривого Рога весь день будет облачным, без осадков. Температура -14° -12°С. Ветер восточный, умеренный.

За последние 130 лет в этот день максимальная температура воздуха  была зафиксирована в 1915 году 9,7°С, минимальная в 1892 году -    -22,5°С.

- А что расскажут народные синоптики?

 

  1. 2. Народный календарь (2 мин.)

По народному календарю в этот день почитается память преподобного Иринарха -  затворника. Судили о погоде этого дня по месяцу: если около него был туманный круг, ожидали метели. Наши предки прислушивались к лесу и наблюдали за животными, чтобы узнать предстоящую погоду. Если в этот день лес трещит – мороз будет стоять долго, если лес шумит – вскоре будут снег и оттепель. Если на Иринарха (Ерёму) кошка мордочку прячет – быть морозу; собака лежит, свернувшись – к холоду, вытянувшись  -  к теплу.

- Уже завтра мы начинаем подготовку к работе над телепередачами. Каждый отдел получит своё задание, и оператор с автором программы отправятся в командировку. А куда именно, вы узнаете, отгадав природную зону, в которой расположен объект вашей будущей передачи. Объект передачи выберите самостоятельно. Аргументируйте свой выбор.

(Каждая группа получает свой конверт с заданием).

  1. Дидактическая игра «Узнай природную зону». (5 мин.)

На карточках описание изученных природных зон.  Ниже объекты, один из которых нужно выбрать соответственно природной зоне.

 

Эта зона славится красотой рек, озёр, лугов. Климат мягкий, без резких перепадов температуры. Лето продолжительное, тёплое, зима снежная, с небольшими морозами и значительными осадками. Растительность разнообразная. Большое количество растительности и другого корма влияет на разнообразие животного мира.

(Зона смешанных лесов)

 

Эта зона расположена на равнине с холмами. Лето здесь тёплое, зима прохладная. Самое большое богатство зоны – её плодородные почвы. Особенность зоны – чередование широких степных территорий с участками лиственных лесов. Леса занимают небольшую часть территории. В этой зоне  мощные пригородные агропромышленные комплексы.

( Лесостепь)

 

Погодные условия зоны – непродолжительная зима с небольшими морозами и незначительным количеством осадков, солнечное жаркое лето с сильными ветрами – суховеями. Естественная растительность этой природной зоны почти не сохранилась. В зоне действует один из самых известных в Европе заповедников.  В нём растёт более 150 видов растений.

(Степь)

 

На каждой карточке:

Выбери объект командировки:

Шацкие озёра, заповедник Аскания-Нова, г.Полтава

(Проверка выполнения задания, выставление баллов в таблицу).

 

  1. 4. Интерактивное упражнение «Незаконченное предложение» (3 мин.)

-У нас  произошла  неприятность. Из-за ветра прервалась прямая линия с нашими зрителями, и мы должны восстановить текст, так он сейчас должен выйти в эфир.

Задание: вставить в текст недостающие слова.

 

 

 

Вопросы для первого отдела.

1)                Чтобы растения не выгорали от засухи, на полях работает много… (поливочных) машин. Это мы наблюдаем в …(степной) зоне.

2)                Растительность степей – хороший корм для… (домашних) животных. Поэтому здесь сооружают … (животноводческие фермы).

 

Вопросы для второго отдела.

3)                Степной край богат полезными ископаемыми. На Криворожье добывают… (железную руду), а в Донбассе …(каменный уголь).

4) Здесь степь никогда не разорялась. Это заповедник…(Аскания- Нова).

 

Вопросы для третьего отдела.

  1. 5. В заповеднике Аскания-Нова много животных из разных уголков мира. Это…( зебры и антилопы, бизоны и буйволы, олени, южно-американские верблюды, индийские и африканские антилопы, олени, страусы, ламы, шотландские пони, дикие лошади – тарпаны (лошадь Пржевальского), американские бизоны, кафрские буйволы,сайгаки – древнейшие копытные, ровесники мамонтов.)
  2. Почему нужно охранять природу степной зоны?

 

- В нашу студию приглашены сотрудники научно – исследовательского  института при заповеднике, которые и ответят на этот вопросы.

 

Сообщения:

ü    Исчезновение угрожает более чем 150 видам растений Украины. А исчезновение всего лишь одного вида растений может повлечь за собой исчезновение от 10 до 30 видов насекомых.

ü    Учёные исследуют дикую природу с целью сохранения и пополнения её видов.

ü    Для лучшего изучения создаются научные экспедиции. Экспедиция – это специально организованный поход в отдалённую местность со специальным заданием.

 

  1. 7. Работа по группам (6 мин.)

- Первый отдел, ваше задание  подготовить он-лайн викторину для наших зрителей.

Природоведческие задачи.

В левой колонке дано начало предложения, а в правой конец. Соединить цифры и буквы – получить полный ответ.

 

  1. Чем дальше на юг, тем чаще                   а) приобрели окраску сухой

смешанные леса чередуются                   травы, так они менее заметны.

с безлесыми участками,…

  1. Между зонами смешанных лесов            б) одни из них имеют длинный

и степи…                                                     корень, чтобы доставать воду с

глубины, некоторые растут

весной, когда достаточно

влаги в грунте.

  1. Много растений приспособилось             в) протянулась переходная

к жизни в условиях степи…                       зона лесостепи.

 

  1. Большинство животных                               г) которые переходят   в

приспособилось в степи…                           бескрайние равнинные

просторы степи.

 

Второй отдел

В отдел писем от телезрителей пришло письмо. Нужно его отредактировать.

 

Игра «Найди ошибку».

Прочитайте письмо и дайте ответ на вопрос, какие ошибки допущены. Исправьте их.

 

Летом я путешествовал по Украине, её степями, пустынями, лесостепями, садами и парками. Этот край богат глиняным и песчаным грунтом. В этой местности немного животных, птиц, насекомых. Лето очень холодное, малоснежное, а зима тёплая и часто бывают засухи. В этой местности много влаги и мало тепла. Поэтому здесь очень много деревьев.

Осенью зацветают тюльпаны, фиалки, незабудки, горицвет. Растения растут одновременно. Животный мир очень беден. Насекомых нет. Совсем нет хищных птиц. Большую пользу приносят суслики, так как они поедают много растений и делают запасы.

Третий отдел

Для создания передач о природе зон смешанных лесов и степей вам необходимо составить каталог растений и животных этих зон.

 

Распределите названия растений и животных по природным зонам.

 

Смешанные леса

Степи

Растения

 

 

Животные

 

 

 

Растения: дуб, сосна обыкновенная, ковыль, берёза, полынь горькая, горицвет весенний

Животные: борсук, дрофа, орёл, белка, дятел, лось, перепёлка, гадюка, косуля, ёж,

 

 

 

 

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. (3 мин.)

- Пока вы работали над заданиями, мне позвонил главный редактор и сказал, что туристическое агентство предложило нам сделать рекламный фильм о Крыме.

В эти холодные зимние дни всем так хочется тепла. Скоро  лето. Пора уже начинать планировать летний отдых.

Ваши предложения

Что вы знаете о Крыме? (создание «Ассоциативного куста»)

Крым – это полуостров. Южный берег Крыма омывается водами Чёрного моря. В Крыму очень тепло и солнечно. Южный берег Крыма посещает много туристов, людей с различными заболеваниями. Построены санатории, лагеря, базы отдыха. В Крыму много памятников культуры. Недалеко от Ялты расположен Никитский ботанический сад.

 

Физкультминутка (видеоролик )  (3 мин.)

Во время просмотра видеоролика учитель рассказывает о ЮБК.

- Действительно, Южный берег Крыма – необычайно живописный уголок Украины, где перед каждым, кто ступит на эту землю, открывается необычайная картина: золотисто-голубое под солнцем Чёрное море, сказочно-удивительная растительность, живописный вид Крымских гор, множество цветников, засаженных редкими цветами, кустарниками.

 

V. Сообщение темы и задач урока. (2 мин.)

-Чтобы фильм наш получился нам нужно выяснить особенности природы субтропиков, причины отличия её от других природных зон, сформировать собственное отношение к влиянию человека на экологическое состояние природы Южного берега Крыма.

 

Я предлагаю такой план изучения темы:

План урока

Расположение

Климат

Растительный мир

Животный мир

 

VI.   Изучение нового материала

  1. -У нас в гостях сегодня учёные, которые расскажут нам об этом удивительном уголке природы.

 

Географы (сообщения и презентация) (3 мин.)

 

Весь Крымский полуостров делится условно на три части. Северная часть относится к степной зоне. На востоке полуострова протянулись Крымские горы. Узкая полоска суши между Крымскими горами и морем – это Южный берег Крыма. Он создаёт оригинальный географический район и имеет ширину от 1до 12км. Горы защищают Южный берег Крыма от холодных северных ветров, вода зимой обогревает сушу и воздух над побережьем. Влажность воздуха небольшая. Здесь легко дышится в жару. Это самый здоровый климат для нас.

 

Лето в Крыму повсюду жаркое и солнечное, сухое - лишь иногда с короткими освежающими ливнями. Такая погода держится от середины мая до конца сентября. Осень балует тихими солнечными днями (даже неделями), но и часто идут дожди. Зима мало отличается от осени. Средняя температура января +1°+4°С, июля +24°С. Снежный покров бывает только временный, устанавливается в среднем раз в 7 лет. Снег  быстро тает и наполняет горные реки.  Такие климатические условия способствуют росту огромного количества и разнообразия растений.

 

Ботаники (сообщения и презентация) (3 мин.)

 

На Южном берегу Крыма можно встретить  растения других природных зон. Но есть растения, которые произрастают только здесь.

Магнолия – насчитывает около 210 видов. Названа так в честь учёного-ботаника Пьера Маньйола.

Лавр – дерево или кустарник. Употребляется как приправа. Листья удлинённые на концах овальные.

Кипарис насчитывает 115 видов растений. Кипарис – дерево высотой 30-35м. Имеет форму пирамиды. Хвойное дерево. Хвоя мягкая, светло-зелёная, на зиму сбрасывает хвою. Завезена с Северной Америки. Светолюбивое растение. Растёт быстро. Живёт 500 – 600 лет. Некоторые растения достигают до 4 тысяч лет.

Можжевельник – вечнозелёный куст или небольшое дерево 4 – 6 м в высоту. Относится к семейству кипарисовых. Хвоинки с белым налётом. На ветках держатся 4 года.

Кедр ливанский – хвойное дерево, вечнозелёное, высота до 40м. В Украине растёт только в Никитском ботаническом саду. Очень хорошо дезинфицирует воздух.

 

Тис ягодный – ядовитое растение, долгожитель. Живёт до 3 тысяч лет. Вечнозелёное хвойное дерево. Растёт медленно – 2-3см в год. Древесина красного цвета, очень прочная. Раньше из неё делали гвозди, ядра для пушек.

Земляничник мелкоплодный – вечнозелёное лиственное дерево до 5м в  высоту. Ежегодно меняет кору в разгар лета. Вместе с корой сбрасывает и листья, но в это время на молодых веточках уже распустились молодые листочки. С ягод можно варить варенье.

Адонис голубой – редкое экзотическое растение.

Горицвет весенний – лекарственное растение, хороший медонос. Пополняется очень медленно. Из семени развивается 10 лет. Его разводят на плантациях.

Шафран, или крокус – цветёт поздно осенью.

Пион тонколистный – лекарственное растение.

 

Зоологи (Сообщения и презентация) (3 мин.)

 

Разнообразен и животный мир Южного берега Крыма. Очень многие виды занесены в Красную книгу Украины.

Насекомые

Бабочка бражник – мёртвая голова. Питается соком раненых растений. Любит мёд. Может залететь в улей к пчёлам. Высасывает 1 чайную ложку мёда.

Взрослое насекомое может пронзительно пищать.

Жужелица – моллюскоед. Длина тела 6см. Очень быстро передвигается. Стреляет зловонной  жидкостью, запах которой остаётся надолго. Имеет  очень сильные челюсти.

Усач альпийский – опасный вредитель леса, достигает 10см в длину. Самый большой жук на территории Украины.

Птицы

Королёк – перелётная птица. Любит жить в старых сосновых лесах. Гнёзда устраивает на ветках хвойных деревьев. Питается насекомыми.

Дрозды – живут в горах, скалах. Перелётная птица. Питается насекомыми, а также сочными плодами и семенами некоторых растений.

Баклан – живёт в пресной и солоноватой воде, там, где много затопленных кустов и деревьев. Кочует. Питается рыбой. Гнёзда устраивает на верхушках деревьев и кустов.

Чайка – Самый многочисленный вид. Живу на морских просторах и внутренних водоёмах.

 

Земноводные

Крымский геккон – очень редкое животное. Живёт не выше 300м над уровнем моря. Это маленькая ящерица не меньше 40мм. Издаёт тонкий писк. Очень пугливое животное.

Пресмыкающиеся

Полоз леопардовый – неядовитая змея. Питается грызунами, мышами, ящерицами, реже птенчиками. Исчезает из-за уничтожения среды обитания.

Желтопузик безногий – одна из самых больших ящериц Украины. Часто путают со змеёй. Питается мышами, грызунами. Может съесть и гадюку. Очень интересно охотится. Схватит мышь и крутится вместе с ней до тех пор, пока не закружится голова и не потеряет сознание. Некоторые семьи держат их дома. Они быстро привыкают и начинают охотится на тараканов и пауков.

Морские животные

Афалина черноморская – самый крупный дельфин Чёрного моря. Весит до 200кг, длина  - 2-3м. Живут стаями. Численность уменьшилась в связи с загрязнённостью Чёрного моря, браконьерством.

Морской конёк – постоянно ест. Питается маленькими рыбками и планктоном. Глазные яблоки могут вертеться независимо друг от друга. Поэтому видит всё, что происходит вокруг.

Лосось черноморский – дорогая рыба. Живёт в море, а икру откладывает в реки, туда уходит на нерест. Прячет её в речной грунт.

 

  1. -А сейчас на связи наш постоянный корреспондент в Крыму. И у него есть репортаж о Никитском ботаническом саде. Давайте посмотрим.

(Видеофильм о Никитском ботаническом саде). (2 мин.)

 

- Вы знаете, у меня сейчас был телефонный звонок, и я пропустила всю информацию. Вы бы не могли мне коротко рассказать о саде.

 

  1. -Наш главный редактор дал нам следующее задание. Нужно провести социальный опрос. Есть разные мнения о том, нужно ли позволять человеку отдыхать на Черноморском побережье Крыма. Спрогнозируйте ответы людей.

Технология «Займи позицию» (2 мин.)

Дискуссионный вопрос. Нужно ли позволять человеку отдыхать на Черноморском побережье Крыма?

За

Против

Не знаю

 

 

 

 

«За». Крым – необычайно чудесный край для отдыха. Исцеляющая морская вода и тёплый морской ветер, минеральные источники, пляжи, растительность, положительные эмоции, детские здравницы – всё это влияет на организм человека, улучшает его самочувствие. Крым – здравница международного значения.

«Против». Люди уничтожают растения и животных, охотятся на различные виды животных. Действия людей становятся причинами пожаров в лесах. В море попадают ядовитые вещества, бытовые отходы, от которых гибнут растения, животные. Люди вырезают надписи на стволах деревьев, пишут на камнях, на скалах, ловят жуков, бабочек, уничтожают медуз, крабов, рыб. Вырубают леса.

«Не знаю». Всё зависит от самого человека, от его поведения в природе.

Человек проводит много природоохранных мероприятий, не засоряет окружающую среду, препятствует этому, ведёт разумное хозяйствование, создаёт заповедники, национальные парки, заказники.

Вывод: Человеку нужно позволять отдыхать на ЮБК. Но он должен помнить о  бесценности этого места, относится с уважением к природе, не губить её.

 

VII. Закрепление изученного материала. (5 мин.)

- Фильм о Южном береге Крыма – первоочередная задача, поэтому завтра прямо с утра начинаем заниматься сбором информации. Для этого составим план действий.

Сейчас каждый отдел найдёт в справочнике необходимую для него информацию и определит объём работы.

 

1 отдел. Прочитайте о характерных признаках времён года на ЮБК (с.127 – 128) и заполните таблицу.

Весна

 

 

Зима

 

 

Лето

 

 

Осень

 

 

 

2 отдел. Прочтите о растениях ЮБК (с.128) и заполните таблицу.

 

Растения

 

 

Как приспособились к условиям

 

 

3 отдел. Прочитать о животном и растительном мире (с.129 – 130) и заполнить таблицу.

Млекопитающие

 

 

Пресмыкающиеся

 

 

Птицы

 

 

Насекомые

 

 

VIII. Итог урока (1 мин.)

- Ну и в конце наша постоянная рубрика «Вопрос – ответ». Зрители спрашивают, мы отвечаем.

«Микрофон» (Имитация разговора по телефону).

-Где находится Южный берег Крыма?

- Какие особенности времён года на побережье?

- Как Чёрное море и Крымские горы влияют на погоду Южного берега Крыма?

- Какие растения занесены в Красную книгу?

- Назовите животных Южного берега Крыма.

- Какие заповедники есть в Крыму?

 

Оценивание.  Оценивается работа групп по рейтинговой таблице. Каждая группа отмечает лучшего работника.

 

Домашнее задание. Проработать материал о ЮБК, подобрать материал о заповедниках ЮБК.

Останнє оновлення на Неділя, 12 лютого 2012, 17:51  

-----------------------------------------

 

Корисні посилання

Електронні книги - Основа

Adobe Acrobat

Онлайн -перекладач

Онлайн-конвертер pdf файлів в doc

Расширения для Joomla

Як дізналися про наш сайт

Виберіть одну відповідь
 


Авторизація

Пошук

Увага Конкурс!

Інтернет-урок

Подати заявку на конкурс

"Інтернет-урок"

Контакти

Поштова адреса:

«Учительський журнал он-лайн»

ВГ «Основа», вул. Плеханівська, 66, оф. 5, м. Харків, 61001

Адміністратор порталу:

Тел. : (+3057) 731-96-33

e-mail:


© 2022 ТОВ «ВГ «Основа».

© 2014 Вчительський Журнал он-лайн. Всі права захищено.
© 2006-2009 Українська локалізація: Joomla! Україна. Всі права захищено!
Joomla! - безкоштовне програмне забезпечення, яке розповсюджується за ліцензією GNU/GPL.

 

Редакція порталу «Учительський журнал он-лайн» може не поділяти точки зору автора та користувачів порталу, які висловлюються у формі коментарів до статей, повідомлень на форумі тощо.  Автори публікацій відповідають за достовірність фактів, цитат, власних назв і т.п. Матеріали публікуються в авторському варіанті, ілюстрації, пунктуація і лексика авторські. Претензії не приймаються. Матеріали не рецензуються.