Вчительський Журнал он-лайн

 

Экскурсия в осенний парк. (2 класс)

Друк

Бабийчук Татьяна Фёдоровна, учитель

начальных классов высшей категории

Тема.  Экскурсия в осенний парк.       (2 класс)

Цель. Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растениях, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений.

Содержание

За несколько дней до экскурсии необходимо раздать детям для заучивания или повторения стихотворения о природе, загадки, пословицы, народные приметы.

В сентябре лето кончается, осень начинается.

Сентябрь холоден, да сыт.

От осени к лету поворота нету.

Гром в сентябре предвещает тёплую осень.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Песня о жёлуде

(Отрывок)

С колпачком на голове,

Будто в путь готовый,

Он скрывается в листве

-1-

 

Дуба золотого…

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

Коль его не загрызёт

Белка острым зубом.

Сотни лет он простоит

Коренастым дубом.

(С. Маршак)

 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

(И. Бунин)

 

ОСЕНЬ

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —

Это платье золотое

У берёзки на плечах.

-2-

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды...

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

(Е.Трутнева)

 

В ЛЕСУ

Кружат листья над дорожкой.

Лес прозрачен и багрян...

Хорошо бродить с лукошком

Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами

Слышен шорох золотой.

Пахнет влажными грибами,

Пахнет свежестью лесной.

 

И за дымкою туманной

Вдалеке блестит река.

Расстелила на полянах

Осень жёлтые шелка.

 

Через хвою луч весёлый

В чащу ельника проник.

Хорошо у влажных ёлок

Снять упругий боровик!

 

На буграх красавцы клёны

Алым вспыхнули огнём...

Сколько рыжиков, опёнок

За день в роще наберём!

-3-

По лесам гуляет осень.

Краше этой нет поры...

И в лукошках мы уносим

Леса щедрые дары.

(А. Болонский)

 

1.Экскурсия проводится в яркий, солнечный день. Учащиеся приходят в нарядный, пестреющий всеми красками осени парк. Они очарованы его красотой. Учитель просит припомнить стихи об осени. (Дети  выучили их для экскурсии. Е.Трутневой «Осень»,А.Болонского «В лесу», А.Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Песня о жёлуде» С. Маршак, « Лес, точно терем расписной»

И. Бунин.)

Любуются ярким ковром осенних листьев, делятся впечатлениями. Рассказывают, какие листья считают красивыми, почему. Отмечают особенную прелесть увядания природы.

Дать детям задание поискать и постараться увидеть удивительное рядом. Учащиеся находят и отмечают необычной формы корни деревьев, причудливые веточки кустарников, зелёную ёлочку, сплошь усыпанную осенними листьями, тонкие летящие паутинки, ярко красные плоды рябины.

В тёплые погожие дни ранней осени можно часто увидеть тончайшие нити паутины. Откуда она берётся? Это расселяются молодые паучки. Они забираются на возвышенные места и, подняв конец брюшка, выпускают паутинную нить. Ток тёплого воздуха подхватывает длинную нить и уносит паучка. Приземлившись, он спрячется под листья или засохшую траву и спит там до весны. Напомнить детям, что пауки полезные, не надо им мешать? Пусть летят на новое место. Интересно рассмотреть паучка через лупу: как он выпускает нить, подбегает к месту её прикрепления, откусывает и, подбирая свои ножки, пускается в путь – дорогу.

Учитель должен обратить  внимание на лесные шорохи, звуки и предложить найти их причину (учащиеся отмечают постукивание дятла по дереву, треск

-4-

сучьев под ногами, крики улетающих на юг птиц, шум деревьев, шелест и

шуршание опадающей листвы), а также на синеву неба (оно чистое и лазурное), запахи (пахнет грибами, травой, листьями). Учащиеся отмечают, что осенью парк наряднее, светлее, привлекательнее, чем летом.

Показать ученикам различие деревьев, кустарников и травы, а также лиственных и хвойных деревьев. Рассказать о деревьях, которые растут в парке.

Осенью в парках и на улицах можно полюбоваться липами в их пышном наряде. Даже поздней осенью в парке, где растут липы, очень красиво. Вся земля становится жёлтой от опавших листьев, и на этом фоне особенно резко выделяются тёмные стволы. Можно предложить детям внимательно рассмотреть и описать листья липы, обратить внимание на их величину и форму. Листья липы имеют характерную, так называемую сердцевидную форму. Преподаватель обращает внимание на заметную асимметричность листьев (одна половина листа меньше другой). Край листа мелко зазубренный, пильчатый. Липа отцвела в середине лета. Она является прекрасным медоносом, а цветки её обладают целебными свойствами. Плоды липы – мелкие, почти чёрные орешки величиной с горошину. Поздней осенью, когда липа сбросит листья, её плоды ещё висят на деревьях. Опадание их происходит всю зиму- с осени до весны. Плоды липы собраны в небольшие гроздья. Каждая гроздь имеет тонкое крылышко. Благодаря ему группа плодов, оторвавшись от дерева, кружится в воздухе. Это замедляет её падение на землю. В результате семена улетают на большие расстояния от материнского растения.

Дуб. Высота дерева достигает 40 м. Буро-серая кора молодых дубков гладкая, но с возрастом темнеет и на ней появляются продольные трещины. Листья обратнояйцевидные с заметными лопастями. Желуди заключены в своеобразные блюдца- плюски. Созревая в конце сентября, желуди освобождаются от плюски и падают на землю. В лесу дуб образует небольшую крону, но на свободе раскидывает свои толстые извилистые сучья далеко в стороны.

Осина. Ствол серовато – зеленый, высотой 25-30 м. Жесткие округлые листья

-5-

приходят в движение при малейшем ветерке. Неустойчивое положение листьев объясняется тем, что их длинные черешки сплюснуты и посередине заметно тоньше. Зацветает в конце апреля - начале мая, когда листовые почки только набухают.

Рябина. Небольшое дерево высотой до 15 метров с гладкой серой корой и ажурной кроной. Перистые листья состоят из 9-15 листочков. Оранжево- красные гроздья плодов сохраняются на дереве и зимой. После первых морозов плоды становятся менее горькими и вполне съедобными.

Ясень. Стройное дерево с ажурной высоко поднятой кроной, пепельно - серой гладкой корой. В нижней части ствола имеется чёткий, правильный рисунок из частых продольных и поперечных трещин. Побеги покрыты беловатыми чечевичками. Цветёт в конце апреля - начале мая. Появляются темно- фиолетовые тычиночные и пестичные цветки, собранные в метелковидные соцветия. В сентябре крылатки созревают и буреют. Листья сложные, непарноперистые, почки чёрные.

В сравнительном плане проводится ознакомление с хвойными деревьями - елью  и сосной. Учащиеся рассматривают растущие рядом сосну и ель, сравнивают их по внешнему виду. При этом обращается внимание на форму кроны, расположение веток на стволе. Дети отвечают на поставленные вопросы:

1. Посмотрите внимательно на ель. Какую форму имеет дерево (какая у него крона)? Сравните верхние и нижние ветки ели. Какие из них длиннее? Как направлены от ствола дерева верхние и нижние ветки?

2. Посмотрите на сосну. Как отходят ветки от ствола ? Какую форму имеет дерево (какая у него крона)?

3. Почему в сосновом лесу намного светлее, чем в еловом?

4. Почему под пологом елового леса растёт мало растений?

Предложить детям рассмотреть веточки сосны и ели, сравнить хвоинки ели и сосны по величине и окраске. У ели хвоя короткая, жёсткая, колючая, тёмно-зелёная, блестящая; у сосны - длинная, более мягкая, светлее по окраске.

В ход экскурсии можно включить вопросы викторины.

-6-

1. Назовите наибольшее количество растений, используемых человеком в пищу.( Щавель, крапива, земляника, грибы, орехи и др.)

2. Какие растения могут служить целебной повязкой? (Подорожник, мать -мачеха).

3. Какие лесные растения можно использовать для заварки чая? (Листья земляники, малины, брусники, побеги чебреца, зверобоя.)

4. Какое значение имеют крылатки плодов липы, ясеня, клёна? (Способствуют рассеиванию семян ветром.)

5. Какие животные помогают распространить семена? (Птицы, мыши, собаки, муравьи).

6. Какие грибы названы именами тех деревьев, под которыми они растут? (Подберёзовик, осиновый груздь, еловый рыжик, подосиновик.)

7.Почему листья с ветвей верхушек опадают последними ? (Они самые молодые, дольше живут.)

Особое внимание уделить вопросам по закреплению правил индивидуального поведения в природе

- как сохранить красоту того уголка природы, где ты отдыхал?

- почему нельзя оставлять мусор, находясь на лоне природы?

- какой вред растению может принести сломанная ветка, повреждённый корень , сорванный цветок?

- как правильно собирать природные дары (грибы, ягоды, лекарственные растения)?

-каким должно быть отношение к редким и исчезающим растениям?

Надо научить ребят, чтобы они, находясь на лоне природы, не шумели, не бегали, не лазили по деревьям, не причиняли вреда растениям и животным; не оставляли мусор; осторожно собирали ягоды, грибы и лекарственные растения. Особо нужно пояснить, почему в парке, в лесу опасно разводить костры строго соблюдать правила противопожарной безопасности и не повреждать растительный покров и близко растущие деревья и кустарники.

Дидактические игры в парке.

-7-

Игра 1.   «Найди дерево по семенам»

Преподаватель раздаёт детям семена и просит всех свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому  растению, семена которого у него в руках.

Чтобы дети не путали семена ясеня и клёна, обратить внимание на отличительные признаки: летучки у ясеня отдельные «лопаточки», а у клёна скреплены попарно.

Игра 2.    «Узнай растение»

Соревнование кто быстрее найдёт растение по названию или по описанию.

Игра 3.   «Кто где живёт»

Дидактическая задача.    Группировка растений по их строению (деревья, кустарники).

Игровые действия.   Убежать от лисы

Правила.    Искать дом после сигнала. Правильно найти дом.

Оборудование.    Маски лисы, зайцев, белок.

Ход игры.     Преподаватель говорит детям: «Сейчас поиграем. Вы будете белочками и зайчиками, а кто-то одним из вас – лисой. Белочки ищут растение, на котором могут укрыться, а зайчики - под которыми могут спрятаться.» В ходе игры учитель помогает детям уточнить , что белки живут и прячутся на деревьях, а у зайцев дома нет, они прячутся в кустах. Выбирают водящего- лису, дают ему шапочки- маски зайцев и белок. Зайчики и белочки бегают по поляне. По сигналу: «Опасность- лиса!»- белочки бегут к дереву, зайцы к кустам. Кто неправильно выполнил задание, лиса их ловит.

Общение с природой во время экскурсий вызывает интерес учащихся к её познанию, развивает их наблюдательность способствует воспитанию бережного отношения к природе.

Литература. 1.В.А.Дрязгунова «Дидактические игры с растениями». Москва 1981г.   2.В.М.Минаева «Экологическое воспитание в начальных классах».Минск 1987г.   3.М.В.Лучич «Детям о природе». Москва 1989г.

4.Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Воронеж 2002г.

-8-

Вкладення:
Скачать этот файл (Урок-экск в осен. парк.doc)Урок-экскурсия в осенний парк (Скачать) [ ] 48 Kb
Останнє оновлення на Субота, 13 жовтня 2012, 10:57  

-----------------------------------------

 

Корисні посилання

Електронні книги - Основа

Adobe Acrobat

Онлайн -перекладач

Онлайн-конвертер pdf файлів в doc

Расширения для Joomla

Як дізналися про наш сайт

Виберіть одну відповідь
 


Авторизація

Пошук

Увага Конкурс!

Інтернет-урок

Подати заявку на конкурс

"Інтернет-урок"

Контакти

Поштова адреса:

«Учительський журнал он-лайн»

ВГ «Основа», вул. Плеханівська, 66, оф. 5, м. Харків, 61001

Адміністратор порталу:

Тел. : (+3057) 731-96-33

e-mail:


© 2022 ТОВ «ВГ «Основа».

© 2014 Вчительський Журнал он-лайн. Всі права захищено.
© 2006-2009 Українська локалізація: Joomla! Україна. Всі права захищено!
Joomla! - безкоштовне програмне забезпечення, яке розповсюджується за ліцензією GNU/GPL.

 

Редакція порталу «Учительський журнал он-лайн» може не поділяти точки зору автора та користувачів порталу, які висловлюються у формі коментарів до статей, повідомлень на форумі тощо.  Автори публікацій відповідають за достовірність фактів, цитат, власних назв і т.п. Матеріали публікуються в авторському варіанті, ілюстрації, пунктуація і лексика авторські. Претензії не приймаються. Матеріали не рецензуються.